Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Action: безопасность каскадера превыше всего

Каскадер Алан Диамбеков падал, горел и взрывался в «Пиратах Карибского моря», «Властелине колец» и «Убойной силе». В чем разница между русскими и американскими каскадерами и почему коробки лучше подушек, он рассказал Infox.ru.

«Каскадерской профессии научить нельзя. Можно научить правильно двигаться, падать, драться. Но специфика работы такова, что ты никогда не знаешь, что может произойти в следующую секунду. А когда ты готовишь трюк, то это отдельная технология, отдельная наука. Здесь переплетается множество разных знаний -- это профессия, которую нужно постигать изнутри с самого начала. Важно непосредственно находиться на площадке, смотреть, учиться, записывать, запоминать.

Когда я приехал сюда и попал в первый раз на съемочную площадку, то первым делом ко мне подошли ребята местные, американские каскадеры, похлопали по плечу и сказали: «О, рашн – крейзи гайз». В какой-то степени они правы. Я не из первого поколения каскадеров, до меня уж два поколения прошло, и те трюки, которые исполняли наши ребята, в глазах американцев это «крейзи». Потому что все делалось без специальной техники, без специальных приспособлений и способов защиты. У нас же по-гусарски: шашку наголо и вперед. Адреналин в крови у нас превышал, наверное, норму в два-три раза, когда мы шли на трюк. Здесь же все технически предусмотрено. Безопасностью они занимаются раз в пять больше, чем техническими или физическими знаниями. Потому что безопасность человека у них прежде всего. А у нас, ну, поставили коробки, ну, упал человек, помялся – неважно, поломался чуть-чуть – тоже ничего, полечим, поправим.

Опасные трюки предполагают по американским законам наличие страховки. На съемочной площадке при исполнении трюка, при его подготовке и даже вне подготовки может что–то произойти. Человек может поскользнуться, мало ли, какой-то софит упадет, повредит артиста. Естественно, люди должны быть застрахованы. Если начинаешь какое-то дело в Штатах, основное требование – наличие медицинской страховки для окружающих. Если человек травмируется, компания оплачивает полностью лечение и реабилитационный период.

Джеки Чан, небезызвестный, суперпрофессионал среди каскадеров, так вот он лично из своего фонда выплачивает огромные деньги своим ребятам, которые травмированы и не могут продолжать свою карьеру или просто проходят большой реабилитационный период.

Режиссер картины может, конечно, разрешить актеру сделать трюк. Но если это картина крупнобюджетная, как это часто бывает здесь в Америке, за 100 миллионов, и если артист, не дай бог, травмировался, то финансово попадает не только директор, попадает вся картина. И она может быть просто напросто закрыта или переснята заново. А если трюк исполнялся в конце съемочного периода, все идет насмарку.

Мы профи, мы этим занимается, мы этим живем, мы этим зарабатываем. Актеры зарабатывают тем, что они актеры, поэтому давайте не путать одно с другим, пусть каждый кушает свой хлеб.

Есть специальная техника падения. В России у нас до сих пор падают на коробки, что и мне тоже ближе. Я считаю, что это более безопасно, чем падать в надувную подушку, как здесь. Здесь куча приспособлений, в основном это подушки. Сейчас уже пошла третья модификация, улучшенной планировки, в нее более удобно и менее травматично падать.

Что касается машин, то все зависит от бюджета. Если у вас хороший бюджет и нужно все шикарно сделать… Опять-таки что хочет режиссер. Может, он захочет полностью разорвать машину, ее нужно готовить в эту сторону. Если ему нужно сделать так, чтобы в кадре оставался водитель, опять-таки специально готовится автомобиль внутри, варятся специальные дуги, в специальном кресле пристегивают водителя. Есть специальные приспособления, которые позволяют не травмировать его после трюка.

Горение считается самым сложным трюком в работе каскадера. Огонь тяжело контролировать, тяжело понять, но можно с ним бороться. Например, Лэйн Лэвид очень долго думал, как облегчить жизнь каскадеру и разработал специальный прозрачный гель. Если его нанести на кожу человека, не пользуясь никакими вспомогательными методами защиты, он позволяет гореть около 2,5 минут. Но ведутся работы по улучшению, думаю, что уже через годик-два время горения будет превышать 3 минуты. А 3 минуты свободного горения для кино – это очень много. Ведь достаточно и 20-30 секунд, это уже выше крыши.

Где-то раз в два года в Америке выходит книжка «Stunt Players Directory», в которой собраны работающие в Голливуде каскадеры. В ней есть фотография, данные о каскадере: его рост, вес, цвет глаз и т.д. и т.п., контактные данные и профессиональны способности. Киношнику, который ищет каскадера или дублера для актера, достаточно взять эту книгу, найти человека, максимально похожего на нужного актера, и созвониться».

Полная версия