Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:17
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Регламент не только для гаишника

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Если сотрудник ГИБДД невежливо общается с водителем или отказывается обосновывать свои претензии, ему надо напомнить об Административном регламенте. Infox.ru продолжает бесплатные юридические консультации для автомобилистов.

Новый Административный регламент по надзору за обеспечением безопасности дорожного движения начал действовать с 1 сентября. Документ содержит нововведения, которые коснутся не только гаишников, но и всех автомобилистов страны.

Регламент систематизирует требования, предъявляемые к участникам дорожного движения и сотрудникам надзорного ведомства, которые содержатся в различных нормативных документах. Не случайно некоторые юристы считают, что Административный регламент является своего рода аналогом административно-процессуального кодекса, который до настоящего времени не принят.

Новый нормативный акт может быть полезным в первую очередь участникам дорожного движения. Ведь до сих пор львиная доля водителей и пешеходов не знают всех процессуальных норм и могут быть введены в заблуждение недобросовестным сотрудником милиции.

Автолюбители, удосужившиеся изучить регламент, смогут правильно трактовать действия сотрудников ГИБДД и избежать недоразумений. В документе прописаны все действия инспекторов, а также запрет на превышение своих полномочий. Поскольку в подготовке регламента приняли участие не только органы государственной власти, но и представители общественных организаций, в целом этот документ можно считать своевременным и довольно качественным.

«Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам» – говорится в пункте 19 регламента. И далее, наверное, самое важное: «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку».

В следующем пункте этого документа сказано, что при обращении к участнику дорожного движения «сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения». Обращаем внимание водителей: не вы должны требовать, чтобы инспектор назвал вам причину остановки, он сам обязан выполнить все требования пункта 20.

«Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности». Этот пункт регламента крайне важен, так как при его несоблюдении вы имеете возможность признать действия сотрудника ДПС незаконными и благодаря этому отменить составленный им протокол об административном правонарушении.

Как и прежде, по вашему требованию инспектор обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Если вас обвиняют в нарушении ПДД, то, согласно п. 23 регламента, инспектор должен разъяснить суть совершенного нарушения, причем сделать это «без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения». А если все же возникла конфликтная ситуация, то по вашему требованию сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования его действий, а также сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица, которому можно подать жалобу.

Особое внимание хотелось бы обратить на пункты 24 и 25. Они позволяют (за исключением случаев, запрещенных законодательством) использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру как сотруднику ДПС, так и участнику дорожного движения.

А следующий пункт обязывает должностные лица аккуратно обращаться с документами граждан, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Тут же оговорено, что если в переданный сотруднику ГИБДД документ «вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг». Интересно, что все документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.

Единственный, пожалуй, пункт, который не понравится автомобилистам, касается так называемой «службы в кустах». Регламент позволяет сотрудникам ДПС использовать искусственные и естественные преграды для скрытого несения службы. Однако патрульная машина может быть скрыта за придорожными кустами или автобусной остановкой только при условии, что контроль за дорожным движением ведется с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения (п. 44).

Кроме того, советуем изучить правила проверки документов и процедуру проверки водителей на алкогольное опьянение. Краткие комментарии к этим пунктам регламента читайте в нашей следующей статье.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама