У западной прессы неожиданно проснулся интерес к персоне одного из самых скандальных блогеров Рунета Алексея Навального. Во вторник на страницах сразу трех изданий синхронно вышли тексты, посвященные этому борцу с коррупцией. Эксперты считают, что речь идет о скоординированной кампании по раскрутке перспективного политика.
Про Навального вспомнили два германских издания – Die Welt и Tagesspiegel, а также американский Global Post. Неожиданность появления этих публикаций выражается в отсутствии какого-либо информационного повода. По сути, авторы всех трех материалов рассказывают о том, что живет в России блогер Алексей Навальный, который... ну и далее по тексту.
Эльке Виндиш из «Tagesspiegel» в качестве затравки для своего материала выбрала историю с проблемами, который испытал сервис блогов LiveJournal в первых числах апреля. Впрочем, эти подробности автор опустила, отметив, что «на днях его (Навального) блог подвергся хакерским атакам» (по мнению некоторых экспертов, целями хакерской атаки на ЖЖ были популярные блогеры, в том числе и Навальный). Далее же вкратце перечислялись все самые известные проекты Навального за последние несколько месяцев.
Мириам Элдер из «Global Post» остановилась на акции Алексея Навального, призывавшего голосовать на мартовских выборах в региональные органы власти против «Единой России», которую он обозначил как «партию жуликов и воров». «Это выражение, которое впервые произнес борец с коррупцией и блогер-суперзвезда Алексей Навальный в радиоинтервью, получило резонанс в стране, которой все больше надоедает российская версия «политики как она есть», - пишет Мириам Элдер.
Автор третьей публикации, главный редактор «Русского Newsweek» Михаил Фишман объединил два вышеприведенных «инфоповода», сообщив, что «в сети не перестает расти армия фанатов Алексея Навального, пишущего о коррумпированных чиновниках и компаниях, погрязших в откатах». И он же задался вопросом «что будет с Навальным дальше?». «В России нет свободных выборов, зато есть жесткая цензура на телевидении. В нынешней системе для такой неудобной фигуры, как он, места нет», - убежден Фишман.
Материалы для иностранной прессы, прямо скажем, не самые типичные. Не так давно сам Навальный рассказывал историю появления статьи о себе в американском «The New Yorker». «Ради одной статьи (пусть и большой) их корреспондент Юлия Иоффе просто терроризировала меня полтора месяца», - удивленно восклицал Навальный, в подробностях рассказывая о том, как специально прилетевший из Италии фотограф потратил два дня, чтобы сделать одну-единственную фотографию, а фактчекеры издания замучили вопросами не только героя статьи, но и упоминавшихся в ней его родственников и знакомых. В данном же случае, корреспонденты иносми явно не старались выдержать марку своих изданий.
В России, обычно, такие материалы, если под ними не стоит лейбл «на правах рекламы», принято именовать «джинсой». Вряд ли, конечно, их размещением занимался сам Навальный. Более того, не исключено, что он вообще понятия не имел об их появлении (по крайней мере, в своем блоге он регулярно сообщает о вышедших в инопрессе материалах про себя, однако в этот раз почему-то промолчал, хотя анонсы статей провисели на главной странице проекта «Инопресса.ру» почти сутки).
Не так давно журналисты «Московского комсомольца» обнаружили малоизвестную PR-фирму, предлагавшую своим клиентам размещение информации в блоге Алексея Навального. И, судя по размещенному портфолио на сайте, эта услуга была востребована. Кто конкретно занимался заказом на размещение материалов о Навальном в германских и американском СМИ, на данный момент сказать невозможно. Очевидно лишь то, что западной публике предлагается уже не столько борец с коррупцией, сколько молодой перспективный политик, заставивший понервничать «партию власти».