Несмотря на то что оба кандидата в президенты США -- Барак Обама и Джон Маккейн -- никогда не имели отношения к реальной экономике и никогда не принимали серьезных финансовых решений, Обаме, судя по всему, удалось выстроить более полный и более понятный для избирателей план действий. И в этом плане много социализма.
Костяк экономической команды Обамы составляют экономисты, работавшие в администрации Билла Клинтона. Среди них -- бывшие советники президента Джин Стерлинг и Лора Тайсон, бывший министр труда Роберт Рейх и бывший заместитель министра финансов Гэри Генслер. Вероятно, самыми известными советниками Обамы являются один из богатейших людей планеты, легендарный инвестор Уоррен Баффет и республиканец, бывший министр финансов в администрации Джорджа Буша-старшего Пол О’Нил. На стороне Обамы в финальной части предвыборной гонки выступали и известные исследовательские центры -- левоцентристский Институт Брукингса и более либеральный Институт экономической политики.
Экономическая сборная Маккейна, наоборот, создана из бизнесменов и менеджеров, а не чиновников и аналитиков. Наиболее известные из них -- Мег Витман, ранее руководившая крупнейшим интернет-акуционом eBay, бывший губернатор штата Массачусетс и бывший конкурент Маккейна на этих выборах Митт Ромни (он также имеет опыт успешной работы в бизнесе), глава компании Cisco Джон Чемберс, председатель совета директоров Merrill Lynch Джон Фэйн и один из руководителей банка JPMorgan Chase Джеймс Ли. Теоретическую подпитку Маккейну на протяжении всей компании предоставляли консервативные аналитические центры -- Институт американского предпринимательства и Фонд «Наследие», где работают многие бывшие творцы «рейганомики».
Оба кандидата в случае своей победы предлагали американцам различные планы действий в условиях кризиса, но обе стратегии сходны в одном: они предусматривают масштабные финансовые вливания из федерального бюджета. Кроме того, и Обама и Маккейн обещали сокращать бюджетные траты. Однако и здесь есть определенные различия: главной жертвой Обамы может стать военный бюджет, в свою очередь Маккейн обещает оставить в неприкосновенности бюджеты Пентагона и министерства по делам ветеранов.
Обама поставил на средний класс
Обама, став президентом, обещает инициировать принятие пакета законопроектов, которые предусматривают поддержку среднего класса. Для этого он планирует выделить $25 млрд штатам -- эти средства должны быть направлены на финансовую помощь заемщикам, неспособным справиться с выплатой ипотечных кредитов. Одно из наиболее серьезных предложений Обамы по спасению ипотечного рынка заключается в том, чтобы оказывать финансовую поддержку неплатежеспособным домовладельцам. В частности, тем из них, чьи дома банки собираются продавать, могут быть предоставлены 90-дневные финансовые каникулы. Обама также обещает изменить законы о банкротстве, что, в идеале, должно позволить судам, которые принимают решение о принудительном выселении заемщика, не способного обслуживать свой ипотечный кредит, снижать ставки ипотечного кредита.
План Маккейна по оздоровлению ипотечного рынка основан на другой концепции. Министерство финансов должно выкупать проблемные кредиты напрямую у домовладельцев, а не у банков и хеджинговых компаний, как сегодня. Купив кредит, министерство вновь выделит его неудачливому заемщику, но по более низкой фиксированной ставке. В идеале это позволит остановить череду банкротств, уменьшит потери банков и стабилизирует рынок.
По плану Обамы еще $25 млрд должны быть израсходованы на меры по поддержке экономической инфраструктуры: на увеличение сроков выплаты пособий по безработице, прекращение взимания подоходного налога с пособий по безработице, финансовую помощь наименее обеспеченным группам населения. Кроме того, Обама обещает налоговые льготы для бизнеса -- например, на каждого вновь принятого на работу сотрудника компания-работодатель получит налоговый кредит в размере $3 тыс. Будут также резко снижены или даже отменены налоги на малый бизнес и на вновь образованные компании.
Из-за экономических проблем практически все штаты, графства и муниципалитеты США испытывают финансовые трудности и вынуждены перекраивать бюджеты, сокращая траты и увольняя сотрудников. Многие из них оказываются не в состоянии обслуживать свои финансовые обязательства, в частности обеспечивать выплаты кредитов. Команда Обамы предлагает частично решить эту проблему путем создания особого фонда льготного кредитования для структур такого рода.
Маккейн -- на пенсионеров и владельцев акций
План Джона Маккейна основывается на иных мерах поддержки реального сектора и налогоплательщиков в условиях кризиса. Он собирается израсходовать $52,5 млрд на поддержку пенсионных сбережений. Дело в том, что примерно 40% пенсионеров и около 47% работающих американцев являются клиентами негосударственных пенсионных фондов, которые значительную часть этих средств выбрасывают на фондовый рынок. Еще примерно 13% жителей США обладают пакетами акций компаний, в которых они работали или работают. Крах биржи автоматически приводит к финансовому апокалипсису многих пенсионеров, чьи пенсионные выплаты резко уменьшаются, а сбережения обесцениваются. Многие пенсионные фонды и частные инвесторы уже начали выводить деньги с фондового рынка, что усугубляет его падение. Маккейн пытается остановить эту тенденцию, предлагая установить налоговые каникулы на доходы такого рода.
Довольно серьезны различия кандидатов и в налоговой политике. План Обамы предусматривает повышение налогов наиболее состоятельным американцам, чей годовой доход превышает $250 тыс. в год -- это примерно 0,5% населения США. Сокращение налогов, которое стало подарком для этой категории налогоплательщиков, было инициировано действующим президентом Джорджем Бушем: в 2001 году конгресс США одобрил соответствующий законопроект как временную меру. В 2003 году сокращение налогов для наиболее богатых слоев населения США вновь было продлено на неопределенный срок. Усилив налоговый пресс на самых богатых, Обама обещает увеличить налоговые поблажки для среднего класса и полностью отменить подоходный налог для пенсионеров, получающих менее $50 тыс. в год, -- в эту категорию попадает подавляющее большинство пожилых американцев. В свою очередь, Маккейн, как и большинство членов Республиканской партии, считает высокие налоги страшным злом. Маккейн предлагает продлить действие налоговых законов Буша и сделать этот уровень налогообложения постоянным.
Иные детали фискального плана Обамы менее фундаментальны. Так, например, он обещает несколько уменьшить налогооблагаемую базу для работающих семей. Маккейн обещает облегчить жизнь бизнесу -- для этого он предлагает сократить базовые ставки налога с дохода и предоставить налоговые льготы фирмам, закупающим определенные виды оборудования.
Профсоюзы -- резерв демократов
Косвенное влияние на экономическую обстановку в США может иметь профсоюзная реформа: Обама является ее апологетом. МакКейн -- противником. Ныне профсоюзное законодательство США считается одним из самых репрессивных в мире. Одна из особенностей профсоюзной системы в США -- сложность создания подобной организации и сложность вступления в нее. Так, индивидуальное членство практически невозможно: для того чтобы присоединиться к действующему профсоюзу, большинство работающих в той или иной компании должны принять соответствующее решение (голосование и подсчет голосов должны проходить по определенной процедуре) и убедить работодателя добровольно (так прописано в законе) согласиться с появлением профсоюза на его предприятии. Профессиональные союзы ныне объединяют примерно 12--12,5% работающих американцев.
Обама предлагает значительно упростить процедуру создания профсоюза на предприятии, Маккейн -- оставить без изменений существующую систему, объясняя это тем, что многие компании испытывают серьезные проблемы с профсоюзами, что негативно влияет на их конкурентоспособность.
Чей план спасения национальной экономики получит поддержку большинства американцев, станет ясно менее чем через сутки. Ход предвыборной гонки в последние недели и обнародованные первые результаты голосования на выборах президента США свидетельствуют о том, что Обама близок к победе. А это значит, что Америку ждет серьезное сокращение бюджетных расходов (в первую очередь военных), радикальное изменение налоговой системы и законодательства о банкротстве, реформа профсоюзов.