Рейтинги одобрения президента и премьера достигли минимума -- поддержка Медведева не опускалась до нынешних показателей никогда, а Путина -- в последний раз летом 2005 года. Эксперты не считают провал случайным: авторитет тандема падает с начала года. Всему виной экономическая и политическая неопределенность.
По данным Левада-центра, деятельность Дмитрия Медведева на посту президента одобряют 66% россиян. Деятельность Путина – 69%. Уровень поддержки премьера уже давно не опускался ниже 70% -- последний раз социологи фиксировали такой показатель летом 2005 года, когда он еще был главой государства. Одобрение действующего президента вообще никогда не опускалась до нынешних величин с момента его инаугурации в мае 2008 года.
Тенденцию к снижению рейтингов социологи фиксируют с начала этого года. В декабре 2010 деятельность Медведева одобряли 75% россиян, в январе и феврале – 69%, в марте – 66%. Деятельность Путина в декабре одобряли 79%, в январе – 72%, в феврале – 73%, в марте – 69%. «В феврале рейтинги удержал теракт в «Домодедово» и последовавшая за ним жесткая реакция. Без этого падение произошло бы и в прошлом месяце», -- подчеркивает замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин.
«Безусловно, тенденция налицо», -- отмечает политолог Дмитрий Бадовский. Он считает, что падение рейтингов происходит по двум причинам: социальные проблемы и политическая неопределенность. «Растут тарифы ЖКХ, непонятно, что будет с ценами на водку, сигареты, с пенсионной реформой. Полицейским зарплату существенно повысят, а что будет с доходами учителей и врачей...» -- рассуждает Бадовский.
«И при этом Путин и Медведев продолжают играть в угадайку. Элита уже давно напрягается по этому поводу и требует от них ответа на вопрос, кто будет баллотироваться на пост президента. Видимо, население сейчас тоже задается этим вопросом, но ответа нет. А неопределенность всегда порождает страх перед будущим», -- подчеркивает Бадовский.
Социологи пока не видят предпосылок к тому, чтобы падение остановилось. «Если все так и будет продолжаться, то тенденция продолжится, -- считает Гражданкин. – Другое дело, что у политиков есть масса способов управления общественным мнением. Это может быть борьба с терроризмом, какие-то жесткие внешнеполитические заявления – это вполне реально использовать».