Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«У египтян и пистолета не было, а тут ракетные установки»

История и политическая ситуация в Ливии и Бахрейне не позволяют рассчитывать на скорое разрешение конфликтов по сценарию Египта и Туниса без внешнего вмешательства. Особенности арабских революций проанализировал руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин.

Схожесть революционных событий в странах Африки и Ближнего Востока -- только внешняя. В каждом случае свои причины и свои действующие силы, уверен руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. Именно разницей глубинных мотивов объясняется отличие сценариев развития событий. Если в Египте и Тунисе смена режима произошла за несколько недель, то на скорый мир в Ливии и Бахрейне рассчитывать не приходится. «Тунис и Египет – в значительной степени европеизированные государства, правители которых предпочли сдать власть, но не утопить страну в крови. В Ливии совершенно иная ситуация», -- поясняет Шумилин.

Ливийского диктатора Муаммара Каддафи не останавливают расправы над собственным народом. Ради сохранения власти он готов идти до конца. Каддафи уже безвозвратно поставил себя вне закона в глазах всего мира, считает эксперт. Терять ему нечего – против ливийского правителя настроена не только Европа и США, но и арабские государства. «Даже если Каддафи одержит победу в военном плане, в политическом он терпит поражение. С таким политиком никто дела иметь не будет, и он все равно будет вынужден уйти. Скорее всего, под давлением мирового сообщества и при продолжающемся натиске повстанцев», -- прогнозирует Шумилин.

Говоря о Бахрейне, Александр Шумилин отмечает религиозный характер конфликта и заинтересованность Ирана. Шиитов, которых в Бахрейне около 75%, настраивает против суннитского короля сосед. Иран давно мечтает выстроить так называемую «шиитскую империю» и возглавить ее. Иран остро реагирует на введение в Бахрейн войск соседних арабских монархий (у Бахрейна подписан договор о коллективной безопасности с пятью государствами), но, по мнению Шумилина, до открытой конфронтации дело вряд ли дойдет. Однако предсказать, как дальше будут развиваться события, сегодня практически невозможно, говорит эксперт. Есть информация, что шиитов Бахрейна Иран обучал в лагерях Хезболлы. Не исключено, что заодно и вооружил их.

Следующим очагом напряженности с большой долей вероятности может стать Йемен. «Число племен противников Салеха возрастает, людей из этих племен на площадях становится все больше», -- констатирует Шумилин. Следует учитывать, что эти племена располагают серьезным арсеналом оружия, отмечает арабист. И хотя пока их выступления носят скорее мирный характер, они уже пригрозили, что в случае применения силы со стороны властей ответят ракетным ударом по президентскому дворцу. «У египтян и пистолета не было, а тут ракетные установки и гранатометы. Кровопролитие со стороны Салеха обернется гражданской войной и свержением правителя», -- предупреждает эксперт.

Полная версия