Москва
3 января ‘25
Пятница

«Связать Ливию может только ислам»

Беспорядки в Ливии могут обострить исторические противоречия между основными провинциями страны и, в конце концов, привести к гражданской войне и расколу. В этой ситуации объединить государство способна только одна сила – исламисты, считает профессор кафедры современного Востока РГГУ Григорий Косач.

Беспорядки в Ливии начались 15 февраля. После событий в Тунисе и Египте, где протестующие добились отставки руководителей, ливийцы тоже вышли на улицы, требуя ухода Муамара Каддафи, правящего страной с 1969 года. Но события в Ливии стали куда более кровопролитными, чем в соседних странах: в декабре 2010 – январе 2011 года в Тунисе, по данным местных властей, погибли 78 человек, а по данным ООН – более 100; в январе-феврале этого года в Египте погибли 365 человек. За одну неделю в Ливии число жертв, по данным международного уголовного суда в Гааге, превысило 600 человек. Такие потери помогли обеспечить ливийские ВВС, которые бомбили отдельные районы столицы страны – Триполи.

«Конечно, в Ливии есть те же самые проблемы, что и в Тунисе и Египте – бедность и безработица. Но плюс ко всему там были и другие предпосылки. Страна исторически разделена на три части, которые в свое время существовали в качестве отдельных государств. Страны под названием Ливия до середины ХХ века не существовало», -- рассказывает Григорий Косач.

По мнению эксперта, исторические противоречия между тремя бывшими провинциями – Киренаикой, Триполитанией и Феццаном – усугубляются социальными проблемами и могут привести к гражданской войне. «Не случайно волнения начались в Бенгази – исторической столице Киренаики, где зародилось движение сенуситов -- аналога ваххабитского движения», -- отмечает Косач. Именно из ордена сенуситов происходил Идрис I – король Ливии в 1951-1969 гг., которого сверг бедуин Муамар Каддафи. Теперь в Бенгази протестующие выступают за восстановление монархии.

«Вовсе не случайно сейчас говорят о возможности гражданской войны. Потому что если эти противоречия будут углубляться, то вполне вероятно, что на месте Ливии могут возникать отдельные государства», -- отмечает эксперт.

Косач подчеркивает, что объединить государство не способна ни одна светская гражданская структура, их попросту нет: «Все было уничтожено. Сейчас там нет того, что называется гражданским обществом, нет никаких партийных структур – ничего». Объединить страну, по мнению эксперта, могут только исламисты. «Если есть какая-либо внутренняя сила, которая действительно поможет связать отдельные части Ливии как страны, то это может быть ислам и соответствующие религиозные деятели. Все пугают исламом, говорят, что в Египте могут прийти к власти мрачные бородатые исламисты, но ислам везде разнообразен. Он играет очень яркую инструментальную роль. Эта роль вовсе не является абсолютно негативной. Напротив, все зависит от внутренней ситуации в стране. Где-то он играет очень позитивную роль, сплачивая сообщество, как в Ливии. Это политическое орудие, которое используется так же, как либерализм, коммунизм, социализм, идеи свободы и демократии».

Полная версия