Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Санкционированный митинг закончился арестами

12 февраля на Театральной площади Москвы прошла первая санкционированная акция «День гнева». Но итог мало отличался от несанкционированных выступлений: в нарушение закона оппозиционеры начали скандировать лозунги уже после окончания митинга. Координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова и еще нескольких демонстрантов задержала милиция.

Организаторы «Дня гнева» уже год требовали от руководства Москвы разрешить им провести акцию поближе к властям – либо на Тверской площади, напротив здания московского правительства, либо на Театральной, недалеко от стен Кремля. Чиновники традиционно не пускали демонстрантов так близко к правительственным учреждениям и предлагали собираться в других местах. Оппозиционеры все равно выходили на митинг, и их разгоняла милиция.

В феврале этого года в отношениях между оппозицией и московскими властями произошел перелом – чиновники разрешили демонстрантам собраться на Театральной площади.

Организаторы митинга предложили всем участникам принести с собой «черные метки» для правительства: черные листы бумаги, ткани или черные воздушные шарики. Последних было больше всего – в конце мероприятия их выпустили в небо, стобы они там нашли адресатов. Кроме того, организаторы задали определенный дресс-код акции – предложили участникам приходить в черной одежде и темных очках. И хотя очки от солнца почти никто не захватил, «людей в черном» на Театральной площади было подавляющее большинство.

Под памятником Карлу Марксу собрались несколько сотен человек, представляющих различные движения. Здесь были флаги «Левого фронта», «Солидарности», «Армии воли народа», движения «Вперед». Но больше всего, если судить по флагам и транспарантам, было обманутых дольщиков: повсюду виднелись их красные футболки, желтые зонтики и плакаты с требованием достроить стоящие годами дома.

Выступающие заявляли свои обычные требования: остановить рост цен, обеспечить доступное жилье, защитить экологию Москвы и Подмосковья (в том числе, Химкинский лес). Организаторы настаивали на том, чтобы руководители страны лично встретились с ними и обсудили заявленные проблемы.

Среди ораторов неожиданно оказался известный в 1990-х гг. руководитель движения «Трудовая Россия» Виктор Анпилов. Он предложил КПРФ (представителей которой на акции не было) создать «блок коммунистов и беспартийных».

То ли из-за политической неоднородности собравшихся, то ли из-за мороза, участники митинга вяло реагировали на выступления и практически не выкрикивали лозунги. Хором прокричать удавалось только требования обманутых дольщиков, лишний раз доказавших свое численное превосходство.

В конце митинга организаторы предложили участникам отправиться к администрации президента, чтобы вручить главе государства свои требования. Разрешение на шествие власти Москвы не давали, поэтому оппозиционеры свернули флаги и плакаты и направились в сторону Старой площади. Милиция, дежурившая на Театрольной площади, не пыталась им препятствовать, хотя сотрудники сообщали в мегафон, что разрешения на шествие нет, и просили собравшихся идти в метро. «Мы не устраиваем шествие, - настаивал Удальцов, - мы просто идем по Москве».

«Молодец, Удальцов!», -- прокричал кто-то из толпы. Постепенно крики переросли в лозунги – не накричавшиеся на митинге оппозиционеры решили компенсировать это после его завершения. За год они слишком сильно привыкли к формату несанкционированных выступлений.

Милиционеры, в свою очередь, проявили новую тактику – вместо того чтобы задерживать оппозиционеров прямо на площади, а потом тащить в автозаки, они подождали, пока протестующие сами подойдут к машинам и только после этого начали задержания. По данным ГУВД, всего было арестовано 14 человек, в том числе Сергей Удальцов. Выход с площади на Театральный проезд был перекрыт, так что требования оппозиционеров до администрации президента так и не дошли.

Полная версия