Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«До вспышки военных действий рукой подать»

Возможная победа оппозиции в Египте может иметь далеко идущие последствия для всего Ближнего Востока. Новые власти больше не будут препятствовать транзиту оружия в сектор Газа, наладят отношения с движениями Хамас и Хизбалла. Это будет означать крушение конструкции умеренного арабского лагеря, за которым могут последовать боевые действия, рассказал Infox.ru руководитель центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин.

-- Александр Иванович, телевидение все время сообщало, что беспорядки в Египте начались стихийно, людьми никто не руководит. Но израильская пресса вроде бы нашла план организации всех событий. На ваш взгляд, кто прав? Там есть план и организация, или они действуют сами по себе?

-- Правдоподобна всегда та версия, которая исходит не от российского телевидения. Оно глупо и лживо. Разумеется, планы такого рода существуют всегда и везде. Всегда есть и намеченные маршруты. Но вопрос не в этом, вопрос в искре. А искра появилась не в Египте, а в Тунисе. Побег Бен Али (Зин эль-Абидин Бен Али, президент Туниса в 1987-2011 годах. -- Infox.ru) резко изменил представление о возможном и невозможном. Стало ясно, что несменяемых президентов нет, их можно сменить путем выхода на улицу огромных толп людей.

-- Какая сила в Египте подхватила первой эту искру?

-- Как это обычно и бывает в таких случаях, слились несколько разных потоков. В Египте их три: либеральное движение европейского толка, Насерийское движение социалистического толка и исламское.

-- Правда, что исламское движение наиболее сильное, и победа оппозиции означает исламизацию Египта?

-- Нет. Относительно других арабских стран «Мусульманское братство» (запрещенная в Египте организация «Братья-мусульмане». -- Infox.ru) не такое сильное. Массовость обеспечивает молодежь с простым лозунгом: сбросить кого-то, лучше главного. Молодежь, как и остальные движения, не воспринимает исламистов, видя в них угрозу. Другое дело, что в условиях демократизации и легализации возможности воздействия на ситуацию у исламистов возрастут, и число их сторонников умножится.

-- Почему же тогда многие страны, в первую очередь Израиль, так опасаются победы оппозиции?

-- Потому что победа оппозиции хоть и не приведет исламистов к власти, но будет означать шаг в сторону исламизации. Любая египетская оппозиция пойдет на смягчение отношений с палестинским движением Хамас. Дальше по цепочке они пойдут навстречу ливанской Хизбалле, которая спит и видит, как бы взбудоражить регион. А за всем за этим стоит Иран. Сейчас Мубарак (президент Египта Хосни Мубарак. -- Infox.ru) противостоит Ирану, как и весь блок умеренных арабских режимов: Саудовская Аравия, Иордания, Эмираты. Но Египет является основой конструкции умеренного арабского лагеря. И в случае смены режима в Египте этот вектор противостояния утратит значение, и ситуация начнет размываться в пользу исламистов и радикалов.

-- Что же конкретно выгодное исламистам начнут делать новые власти Египта?

-- Сейчас Египет противодействует транзиту оружия в сектор Газа. А без Мубарака будет открыта граница между Газой и Египтом. К террористам пойдет поток вооружений. В конечном счете раскрутка антиизраильских настроений будет означать аннулирование мирного договора с еврейским государством, а там уже до вспышки военных действий рукой подать. Представьте себе, что все эти оппозиционные деятели не смогут решить проблемы Египта, и они начнут искать оправдание проблем вовне. Это автоматически означает конфликт с Израилем.

-- Говорят, что чреда революций не остановится на Египте, волна протестов перекинется дальше…

-- Нет, не думаю. Йемен немножко побузит, там свои особенности. Бузить могут и в Иордании, но не более того. Там правители божественные, отношение к ним другое. Тем фактом, что Мубарак правит 30 лет, все возмущаются, ведь он такой же, как мы. Но королем никто не смеет возмущаться, потому что он от Бога. Мирному процессу на Ближнем Востоке угрожает сейчас только ситуация в Египте.

Полная версия