Дума отправила СНВ в Совет федерации с сопровождением
Госдума ратифицировала договор о сокращении наступательных вооружений в третьем окончательном чтении. Чтобы не отстать от конгрессменов, которые добавили к документу отдельную резолюцию, российские депутаты приняли два сопроводительных заявления. Готовится добавить свое мнение к СНВ-3 и Совет Федерации.
Во вторник Госдума ратифицировала российско-американский договор об СНВ в третьем окончательном чтении. Такая долгая процедура (обычно ратификации проходят за один прием) объясняется спецификой отношений между двумя державами. Документ трудно принимался парламентом США. Конгрессмены сопроводили договор так называемой «ратификационной резолюцией», и это заставило российских коллег тоже внести поправки в текст документа. Ко второму чтению стандартный пункт «ратифицировать» дополнили еще пятью, в которых подробно прописываются условия нахождения РФ в договоре. В частности, говорится, что Россия может разорвать договоренности в случае принятия американской стороной на вооружение систем наступательных вооружений в неядерном оснащении без двусторонних консультаций, а также если американская система ПРО будет представлять угрозу национальной безопасности РФ. Также Россия требует распространить систему учета не только на ныне существующее оружие, но и на то, которое может появиться. Пока механизм такого учета не разработан. Экспертам предстоит сделать это в ближайшее время. В документе закреплено право России на поддержание и развитие собственного ядерного потенциала (в том числе на разработку и испытание новых типов наступательного вооружения).
Третье чтение дополнило основной законопроект двумя сопроводительными заявлениями, подготовленными комитетом по международным делам. В первом (глава профильного комитета Константин Косачев назвал его документом «для внешнего пользования») официально подтверждается мнение нижней палаты о том, что договор полностью соответствует национальным интересам России и является для нее стратегически выгодным. Также в нем сказано, что любые толкования отдельных положений договора, высказанные на обсуждении документа американскими конгрессменами, не накладывают никаких дополнительных обязательств на российскую сторону. Кроме того, заявлении содержится обращение к третьим ядерным державам присоединиться к инициативе России и США, добровольно отказаться от развития ядерного оружия за пределами своих национальных территорий и заморозить наращивание собственных потенциалов.
Второе заявление (по определению Косачева, «внутреннего пользования») является рекомендациями парламента по сохранению боеспособности ядерного комплекса РФ. В нем говорится, что реализация положений договора об СНВ должна осуществляться так, чтобы боевые возможности и потенциал российских стратегических ядерных сил поддерживался на уровне, гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства.
Помимо этих заявлений, во вторник Дума рассмотрела и альтернативный документ КПРФ. Коммунисты последовательно выступали вообще против ратификации, но, смирившись с ней как с неизбежным злом, предложили заявление, по их мнению, минимизирующее потери для России. Они настаивали на том, чтобы договор об СНВ сопровождался рядом других международных договоров об ограничении вооружения, и более жестко формулировали возможные причины выхода РФ из СНВ-3.
Главный докладчик Константин Косачев, оценивая документ, сказал много лестных слов в адрес политических конкурентов, отметив их патриотизм и профессионализм. Он даже признал, что в «комитетских» заявлениях использованы некоторые положения «коммунистического» документа. Но заявление КПРФ слишком «политическое», поэтому комитет рекомендует не голосовать за него.
Вариант КПРФ не прошел, хотя, кроме самих коммунистов, его поддержала ЛДПР. Обе партии консолидированно проголосовали против ратификации договора, хотя обычно либерал-демократы вообще не участвуют в голосовании по не устраивающим их документам. Договор по СНВ-3 и два заявления к нему приняты силами «Единой России» и «Справедливой России».
Теперь дело за Советом Федерации. Верхняя палата уже заявила, что готова ратифицировать договор буквально на следующий день после его одобрения в Госдуме. Сенаторы тоже намерены добавить к уже имеющемуся ратификационному пакету свой документ. Они уверяют, что их заявление не будет дублировать то, что приняла Дума. «Это не зеркальный ответ на заявление американского сената, но для президента РФ, федерального собрания и других органов власти мы хотим высказать условия, при которых можно ратифицировать договор», -- заявил накануне думской ратификации СНВ-3 глава комитета по обороне и безопасности Совфеда Виктор Озеров.