«У нас никого не сажают, если только сами не попадают»
В Белоруссии, по словам переизбранного президента Александра Лукашенко, закончились войны. Оппозиции не удалось вновь провести массовый митинг, некоторые кандидаты в президенты уже покаялись за грехи минувшей ночи в обмен на освобождение из-под стражи, а рядовых участников акций протеста приговаривают к штрафам и 10—15 суткам ареста.
После воскресной ночи, когда несколько сотен минчан были избиты и задержаны, второй раунд протестных акций оказался под угрозой. Большую часть оппозиционных лидеров и активистов власти нейтрализовали, и в понедельник на площадь Независимости вышли всего около ста человек с единственной растяжкой «Уходи». С ними быстро справились без помощи ОМОНа: применяли физическую силу и производили задержания на этот раз люди в штатском. Все закончилось менее чем за час.
Судя по всему, акция не была спланирована кем-то из штабов теперь уже экс-кандидатов в президенты Белоруссии. На вопрос корреспондента Infox.ru, поведут ли оппозиционеры минчан митинговать, только в штабе Владимира Некляева не исключили такой возможности. Но какое решение там приняли в итоге, корреспонденту Infox.ru точно выяснить не удалось: с середины дня телефоны пресс-секретарей Некляева были вне доступа. О самом лидере движения «Говори правду» новой информации тоже не поступало. Напомним, в воскресенье по дороге на митинг в результате нападения он получил травму головы средней тяжести, а ночью, по словам его жены, был увезен из реанимации в следственный изолятор.
В штабе Ярослава Романчука еще утром сказали, что пока не намерены продолжать акции протеста. «Мы до сих пор не знаем о судьбе десятков наших товарищей. Сейчас для нас важнее всего -- безопасность людей. Активисты дежурят во всех судах и пытаются найти хоть какую-то информацию», -- пояснили в штабе. На просьбу рассказать о местонахождении и состоянии зампреда Объединенной гражданской партии в пресс-службе ответили: «С ним все в порядке. Говорить большее небезопасно -- на его задержание выписана повестка, и ее могут использовать в любой момент».
Ярослава Романчука, Григория Костусева и Дмитрия Усса из-под стражи освободили в обмен на публичное раскаяние. Романчук признал, что журналистов избила толпа, а не ОМОН (хотя сами пострадавшие журналисты рассказывали иное). Костусеву пришлось сделать заявление на телевидении о якобы имевших место провокациях со стороны неких «пророссийских сил» и заявить, что он был против перемещения митинга с Октябрьской площади на площадь Независимости, к Дому правительства и ЦИК. Оказавшись на свободе, Костусев отказался от своих слов. Ценой освобождения Дмитрия Усса стал призыв через прессу прекратить уличные демонстрации.
Над рядовыми участниками воскресного протеста уже начались суды. «Часть 1 статьи 23.34 КОАП (Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, - Infox.ru) предусматривает до 30 базовых величин (1 млн 50 тыс. белорусских руб. или 10 тыс. 500 российских руб., - Infox.ru). Всем дают по максимуму, - рассказывает Infox.ru анонимный собеседник, -- строптивых сажают на 10-15 суток, даже совсем молоденьких девочек. И в тюрьму в Жодино. Там страшные условия, там сидят приговоренные к пожизненному».
В понедельник Александру Лукашенко на пресс-конференции по итогам выборов пришлось прокомментировать события минувшей ночи. Организаторов митинга он назвал «боевиками» и «уголовниками», от погромов которых ОМОН защитил мирных жителей Белоруссии. «Правоохранительные органы терпели до тех пор, пока не пошли взрывы и избиение граждан», -- возложил Лукашенко ответственность за столкновения на оппозиционеров.
Белорусские журналисты начинали свои вопросы поздравлениями Лукашенко с победой, заканчивали благодарностями, а практически каждый ответ встречали бурными аплодисментами. «Уважаемый Александр Григорьевич, разрешите Вас вначале искренне поздравить», -- начала одна из журналисток, а затем спросила президента, готов ли он сотрудничать с оппозицией. «Захотят работать – будут работать. Захотят воевать – не получится. Я вам это авторитетно обещаю. Вчера войны закончились», -- грозно ответил он. Дождавшись, когда стихнут аплодисменты, девушка завершила общение: «Отдельное вам спасибо за это».
На вопрос российского журналиста о ближайшем будущем бывших конкурентов президент Белоруссии ответил: «У нас никого не сажают, если только сами не попадают. Некоторые просто пищем (белорусское диалектное слово, - Infox.ru) туда лезут. Их оттягиваешь, а они все равно рвутся».