Решение в пользу чиновников у разбитого корыта
Правительство решило, что трасса Москва – Санкт-Петербург пройдет через Химкинский лес. Эксперты говорят, что по-другому и не могло быть – деревья уже вырублены. Расстроенные защитники леса грозят президенту «сделать выводы» на выборах 2012 года. Впрочем, поддерживавший активистов Артемий Троицкий утверждает, что на самом деле принято далеко не худшее решение, которое оставило заинтересованных в освоении леса чиновников «у разбитого корыта».
Во вторник правительственная комиссия во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым приняла решение продолжить строительство трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес. «Мы окончательно сформулировали позицию России, и решение о начале строительства будет принято, как только его одобрит президент», -- рассказал Иванов. Вице-премьер отдельно подчеркнул, что правительство выделит четыре миллиарда рублей вместо запланированных трех на компенсацию экологического ущерба: вместо 100 гектаров вырубленного леса будет посажено 500. Никаких объектов сервиса, включая АЗС, на территории леса возводиться не будет, зато будут установлены шумозащитные экраны.
Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова возложила всю ответственность за выбранный маршрут на бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. По ее словам, один из альтернативных вариантов строительства трассы не был реализован из-за того, что мешал бизнес-проектам «структур, близких к правительству Москвы». «Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен стать для всех уроком того, что такой диалог необходим. Это важный сигнал, который дан властям и бизнесу», -- заявила Тимакова.
«Безнадега с самого начала»
Решение о приостановке строительства трассы принял Дмитрий Медведев 26 августа – формально после того, как об этом попросила «Единая Россия». Правда, к этому моменту необходимая для трассы площадь леса уже была вырублена. Но защитники деревьев были довольны и таким запоздалым решением. Глава протестующих Евгения Чирикова, по сообщениям некоторых СМИ, на радостях даже пообещала голосовать за Дмитрия Медведева на президентских выборах 2012 года.
Впрочем, радость экологов быстро сменилась разочарованием. В ходе первых же общественных обсуждений стало понятно, что власти не намерены отказываться от прокладки трассы по намеченному маршруту. В начале сентября депутаты Госдумы от «Единой России» организовали дискуссию между противоборствующими сторонами, в ходе которой присоединились к сторонникам маршрута через Химкинский лес. «Единая Россия» — очень странная организация, — удивлялась тогда Чирикова. – 26 августа они обращались к президенту с просьбой прекратить строительство, а сегодня единодушно выступили за вырубку леса».
Затем в СМИ появились сообщения, что окончательное решение примет Общественная палата. Однако 16 сентября на заседании ОП состоялся обмен мнениями в жесткой форме между противниками и сторонниками строительства трассы через Химкинский лес. Пошумев, члены палаты даже не стали вырабатывать единую позиции от имени общественного органа.
Власть больше не прислушивалась к аргументам общественности. «Наше решение провести детальный анализ всех вариантов не было выполнено. С нами вообще ничего больше не обсуждали», -- рассказывает член Общественной палаты Вячеслав Глазычев.
«Эта история попахивала безнадегой с самого начала, -- размышляет музыкальный критик Артемий Троицкий, помогавший защитникам леса. – Говорили, что в строительстве заинтересованы подмосковный губернатор Борис Громов, министр транспорта Игорь Левитин, бывший тренер Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг (его представители входят в совет директоров компании, занимающейся строительством трассы Москва – Санкт-Петербург, -- Infox.ru). Маячит и фигура самого премьера. Конечно Евгения Чирикова, Юрий Шевчук и Артемий Троицкий против них – неравная борьба».
«В проект вовлечены иностранные инвесторы. Премьер-министр Франции Франсуа Фийон приезжал в Москву и тоже обсуждал эту тему», -- напоминает политолог Алексей Макаркин. Он убежден, что руководство страны уже не могло изменить маршрут трассы – все деревья итак уже вырублены.
Разбитое корыто Громова и Стрельченко
Но защитники леса решением правительства разочарованы – активисты больше не обещают поддержку Дмитрию Медведеву в 2012 году. «Мы будем смотреть не на слова, а на дела президента. И сделаем вывод в 2012 году», -- пообещала Евгения Чирикова.
Впрочем, и представители власти, и некоторые противники вырубки леса соглашаются – правительство все-таки приняло компромиссное решение. «В результате переговоров проект был серьезно скорректирован, это будет в чистом виде трасса, без всяких ларьков», -- подчеркивает первый замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев.
«На само деле, мы очень многого добились, -- отмечает Артемий Троицкий. – Наверняка губернатор Громов и мэр Химок Владимир Стрельченко рассчитывали не столько на дорогу, они хотели освоить территорию вокруг нее. Они бы построили там постоялые дворы, элитные дома и мебельные магазины – тогда бы лесу был каюк. Но раз этого вроде не будет, они остались у разбитого корыта». Троицкий призывает защитников леса, включая Евгению Чирикову, последить за тем, чтобы решение правительства не возводить объекты сервиса на территории леса действительно соблюдалось.