Непарламентские партии прошли в Думу
В пятницу в Госдуму пришли политики, не бывавшие в здании парламента с 2003 года. Депутаты обсуждали с представителями «Яблока», «Правого дела» и «Патриотов России» Трудовой кодекс, и радовались, что атмосфера семилетней давности возвращается на Охотный ряд только раз в году.
Непарламентскую оппозицию пустили в Думу. Ненадолго, только на полтора часа, зато приняли со всем почетом и уважением: даже самые удобные места предоставили, откуда весь зал видно. Заседание вел лично спикер Борис Грызлов (чаще всего после обеденного перерыва его подменяет первый зам Олег Морозов).
Это первый раз, когда непарламентские партии допустили к обсуждению на заседание Госдумы. Соответствующий закон, позволяющий внедумской оппозиции участвовать в пленарных заседаниях, был принят весной прошлого года, а процедуру разработали только за неделю до самого визита. Выяснилось, что высказаться дадут не по всей повестке, а по одному вопросу, к тому же, как сочли некоторые партии, не самому политическому - Трудовому кодексу. Тему задала «Единая Россия». «Представители непарламентских партий до сих пор так и не обратились со своими предложениями по темам, которые необходимо обсудить на заседании Госдумы. Поэтому инициативу взяла на себя «Единая Россия», -- пояснил секретарь президиума Генсовета «ЕР» Сергей Неверов.
Гостям оставалось согласиться с форматом и постараться с максимальной для себя пользой использовать отведенные 10 минут. Разговор крутился вокруг нескольких резонансных идей - повышения пенсионного возраста, увеличения продолжительности рабочей недели, переход от трудовых договоров к договорам гражданско-правового характера, ослаблении роли профсоюзов.
Позиции партий были известны и до обсуждения: «Правое дело» -- за, все остальные, включая парламентские, -- против. Поэтому соперничество развернулось в другой плоскости. Участники конкурировали за то, кто из них самый бесстрашный борец с режимом. Поскольку пригласили только официальные партии (Лимонов или Удальцов по-прежнему для Думы слишком экстравагантны), основания только себя считать самой настоящей оппозицией, а прочих - марионетками, у всех были примерно равные.
«Патриоты России» выступали первыми. Может поэтому наиболее лояльно. Сергей Глотов, представлявший партию, обращался к думцам исключительно «уважаемые» и даже «дорогие», постоянно подчеркивал неустанную заботу президента и парламента о трудовом народе (особенно выделял при этом идеологически близких «патриотам» коммунистов, но не забывал и «ЕР»).
Сменивший его на трибуне Борис Надеждин вел себя тоже вполне прилично, но без особого пиетета. Начал с того, что попросил зарезервировать себе кресло в зале на следующий созыв. «Я последний раз был тут 7 лет назад. После чего в парламенте по-настоящему правых не было», -- посетовал Надеждин. Он выразил уверенность, что звездный час «Правого дела» уже близок и следующее правительство будет правоцентристским. Только после этого перешел собственно к заявленной теме. В результате в отведенное время не уложился, попросил дополнительно две минуты, но сторговался с Грызловым только на 30 секунд.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин, ободренный смелостью Надеждина, тоже начал издалека: с коррупции, с монополии «Единой России», со свободы слова. И тоже по теме не успел. Борис Грызлов долго уговаривал Митрохина присесть, но тот в азарте продолжал кричать уже с выключенным микрофоном. Оставалось только переждать, пока политик, раз в году получивший парламентскую трибуну, спустит пар.
Набранный градус достойно поддержал коммунист Николай Коломейцев. Не снижая децибелов, он горячо доказывал, что только коммунисты достойны называться оппозицией. После всего этого слушать шумного Владимира Жириновского депутатам было уже трудно, они попросили лидера ЛДПР излагать свои мысли не слишком громко. Опытнейший политик за пять созывов Думы научился вольно обращаться с темой. Даже не затронув заявленный Трудовой кодекс, он каждой партии раздал по оплеухе и пришел к неоригинальному выводу: «Все семь партий, кроме ЛДПР, -- продолжение КПСС». И только дисциплинированные справороссы занудно анализировали ТК, выбиваясь из общего стиля.
Подводить итоги доверили инициатору дискуссии Андрею Исаеву. Он обратил внимание на митинговый характер большинства выступлений, а к Митрохину обратился отдельно. «Сергей Сергеевич, слушая ваше выступление, я лишний раз подумал о мудрости наших избирателей, не проголосовавших за вас», -- уколол Исаев. Тем не менее, расходились без обид и довольные друг другом, дружно уверяя журналистов в полезности и конструктивности таких встреч.