Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Коммунистам не удалось отменить катынскую трагедию

Госдума признала ответственность советского руководства за катынское преступление. Депутаты осудили сталинский режим и протянули «руку дружбы польскому народу» в надежде «на начало нового этапа в отношениях между нашими странами». Коммунисты пытались отменить постановление, но «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия» проголосовали «за».

В пятницу Госдума после напряженного обсуждения и острых споров официально признала, что расстрел тысяч польских офицеров в Катыни -- дело рук НКВД. Документ под названием «О катынской трагедии и ее жертвах» в преддверии визита Дмитрия Медведева в Польшу разработали и внесли сразу три профильных комитета: по международным делам, делам СНГ и делам ветеранов.

«Массовое уничтожение польских граждан на территории СССР во время Второй мировой войны стало актом произвола тоталитарного государства, подвергшего репрессиям также сотни тысяч советских людей за политические и религиозные убеждения, по социальным и иным признакам. Опубликованные материалы, многие годы хранившиеся в секретных архивах, не только раскрывают масштабы этой страшной трагедии, но и свидетельствуют, что катынское преступление было совершено по прямому указанию Сталина и других советских руководителей», -- говорится в тексте.

Отрицание трагедии, по мнению депутатов, долгие годы осложняло отношения между двумя государствами: «В официальной советской пропаганде ответственность за злодеяние, получившее собирательное название катынской трагедии, приписывалась нацистским преступникам. Эта версия долгие годы оставалась предметом подспудных, но от этого не менее ожесточенных дискуссий в советском обществе и неизменно порождала гнев, обиду и недоверие польского народа».

«Решительно осуждая режим, пренебрегавший правами и жизнью людей, депутаты Государственной думы от имени российского народа протягивают руку дружбы польскому народу и выражают надежду на начало нового этапа в отношениях между нашими странами», -- сказано в документе.

Представляя проект постановления, председатель комитета по международным делам Константин Косачев назвал его «историческим документом, важным не только и не столько для российско-польских отношений, сколько для нас самих, ибо определяет эпоху, в которую мы живем».

Согласившись с тем, что на катынскую трагедию нет единственной общепризнанной точки зрения даже у историков, большинство депутатов все же поддержали постановление. Признавать вину руководства Советского Союза наотрез отказались коммунисты. Еще в начале заседания пять членов фракции по очереди потребовали снять вопрос с рассмотрения. Но, поскольку в повестке он остался, КПРФ попыталась в очередной раз опровергнуть причастность СССР и лично Сталина к гибели поляков. «Версия о вине НКВД -- версия геббельсовской пропаганды. Отброшены аргументы комиссии Бурденко и материалы Нюрнбергского процесса. Российского человека поставили на колени и заставили извиняться за все, в том числе за то, в чем не виноват», -- пытался отговорить коллег от голосования коммунист Виктор Илюхин.

«14 лет (с 1990 по 2004 гг., - Infox.ru) шло расследование, его умышленно затягивали. После того, как три президента (Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Владимир Путин., - Infox.ru ) извинились, следственной группе оставалось только обосновать политические заявления государственных лидеров. Именно такая задача перед ними стояла», -- продолжал Илюхин.

Его однопартиец Борис Кашин попробовал апеллировать к сугубо практическим интересам. Он напомнил, что в европейском суде уже есть четыре заявления от имени родственников расстрелянных офицеров, а постановление Думы якобы грозит России исками уже от Польши за «истребление цвета нации» на 2 трлн евро. «Это 15-летние доходы нашего нефтегазового комплекса», -- перевел Кашин.

Косачев не согласился: «Это сугубо политическое заявление и с юридической стороны никак дело не меняет». Глава международного комитета заодно уточнил обстоятельства упомянутых четырех исков. «По двум из них вообще не выдвигается имущественных требований, по одному -- в том размере, какой суд сочтет справедливым, и еще по одному - сумма составляет символический 1 евро», -- доложил Косачев.

Убедившись, что три фракции уверено настроены поддержать заявление, коммунисты предприняли заведомо безнадежную попытку отменить документ путем поправок. КПРФ предложила 14 исправлений, но исключать куски текста целыми абзацами и отдельными фразами, признавать документы, на которые ссылается постановление, фальшивками депутаты отказались.

Последнее, что оставалось коммунистам, предложить тайное голосование, чтобы «не довлела партийная дисциплина». Однако и это предложение не прошло. В итоге 342 депутата проголосовали «за», а 57 (то есть фракция КПРФ в полном составе) – против.

Полная версия