«С обеих сторон достаточно прагматиков»
Во вторник на Корейском полуострове произошел третий за год вооруженный конфликт. Политика «солнечного тепла» между двумя странами похоронена окончательно, и президент Южной Кореи Ли Мен Бак уже приказал нанести удар по ракетный базе КНДР, если северяне продолжат провокации. Впрочем, эксперты надеются, что в обеих странах возобладают прагматики, и конфликт не получит продолжения.
В последние двенадцать лет отношения между Северной и Южной Кореями постепенно нормализовывались. С 1998 года президент республики Корея Ким Дэ Чжун проводил политику «солнечного тепла», которая была направлена на снижение уровня противостояния благодаря развитию политических и экономических отношений между двумя странами. Политика оказалась настолько успешной, что Ким Дэ Чжун стал первым корейцем, удостоенным нобелевской премии мира. Его преемник Но Му Хен тоже считался сторонником «солнечного тепла».
Избранный президентом в 2008 году Ли Мен Бак вначале обещал активно сотрудничать с северными соседями. Однако уже в 2010 году министерство республики по делам объединения официально объявило о разочарованности политикой «солнечного тепла». Позже Корея даже отказалась от ведения военных переговоров с КНДР. Этой перемене настроений предшествовало несколько трагических событий.
В марте этого года в результате торпедной атаки северокорейской мини-субмарины (по версии южан) в Желтом море затонул корейский корвет «Чхонан». Из 104 членов экипажа погибли 46 человек. Следующий конфликт произошел в конце октября на демаркационной линии, разделяющей два государства: подразделение Корейской народной армии произвело два выстрела в направлении сторожевого поста южнокорейских войск. Вооруженные силы республики ответили тремя выстрелами. С обеих сторон никто не пострадал, и перестрелка прекратилась.
Однако в нынешний вторник произошел куда более серьезный конфликт. Южнокорейская сторона утверждает, что в 14:34 по местному времени северяне открыли огонь по острову Ёнпхёндо. КНДР выпустила от 50 до 200 снарядов, в результате погибли два морских пехотинца, а 19 человек получили ранения. Кроме этого, снаряды привели к пожарам и разрушениям десятков домов. Южане открыли ответный огонь, но о жертвах со стороны КНДР ничего не известно.
Северяне считают, что события развивались в обратном порядке. «Революционные вооруженные силы КНДР ответили мощными ударами на безрассудную военную провокацию марионеточного режима Южной Кореи», -- сообщили власти севера. После этого южане признали, что действительно произвели ряд артиллерийских залпов в рамках проводимых военно-морских учений еще до атаки со стороны КНДР. Однако корейцы отметили, что стреляли в противоположную северным соседям сторону.
«В условиях того напряжения, которое существует в регионе, надо же проявлять ответственность и думать, прежде чем проводить военные учения», -- упрекает южнокорейцев заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов. Эксперт полагает, что обе стороны сейчас хотят «проявить крутизну». «Среди южнокорейских военных немало горячих голов, которые считают, что проблему Северной Кореи можно решить несколькими выстрелами», -- добавляет Воронцов.
Президент Ли Мен Бак уже отдал приказ начальнику объединенных штабов страны Хан Мин Гу нанести удар по ракетной базе КНДР, если Пхеньян позволит себе новые провокации. Тем не менее, эксперты рассчитывают на то, что конфликт не получит продолжения. «Все-таки Ли Мен Бак больше прагматик, он же бывший бизнесмен. Вообще с обеих сторон прагматиков достаточно», -- надеется эксперт Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.