Депутаты всех думских фракций, включая «Единую Россию», накануне резко раскритиковали законопроект о создании самостоятельного Следственного комитета. Впрочем, громкие слова не помешали большинству проголосовать «за» после разъяснительной беседы с главой ведомства Александром Бастрыкиным.
Во вторник Госдума одобрила в первом чтении пакет законопроектов о выделении Следственного комитета из прокуратуры в самостоятельное ведомство. На необходимость разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия и целесообразность создания Следственного комитета обратил внимание Дмитрий Медведев. 27 сентября вышел соответствующий президентский указ, послуживший базой законопроекта. Согласно этому документу, численность нового СК составит 100 тыс. сотрудников, а руководителя будет назначать Совет федерации по представлению президента.
Разработчики подчеркивали: функциональное разделение прокуратуры и следствия существует и сегодня, осталось произвести «организационный развод». По мнению сторонников законопроекта, это приведет к повышению объективности и качества расследования, росту раскрываемости, а заодно сведет к минимуму вошедшие в практику конфликты между следствием и прокуратурой. По мнению противников, соперничество усилится, качество пострадает, а, главное, появится неподконтрольный ни прокуратуре, ни обществу монстр с огромными полномочиями.
Неоднозначность законопроекта привела к уникальной для российского парламента ситуации. Накануне рассмотрения документа в Госдуме представители всех четырех фракций заявили о создании рабочей группы по доработке законопроекта ко второму чтению. Единороссов Александра Хинштейна, Андрея Назарова и Александра Гурова, эсера Геннадия Гудкова, коммуниста Александра Куликова и члена ЛДПР Андрея Лугового объединило негативное отношение к представленному варианту текста.
По выражению Гудкова, документ «навевает воспоминание об опричнине или об НКВД» и создает систему, «близкую к 37-му году, когда будут назначаться враги и никакой защиты не будет». Депутат обосновал опасения: нет механизмов гражданского и парламентского контроля за деятельностью СК, зато есть расширение полномочий следователей и ослабление прокурорского надзора. Согласно нынешней редакции законопроекта, следователь имеет право беспрепятственно проникать на территорию любой организации, получать доступ к документам, а ссылок на Уголовно-процессуальный кодекс при этом нет. «Достаточно иметь друга в Следственном комитете -- и проблем с конкурентами нет», - пояснил практический смысл Гудков.
С усилением самостоятельности следствия депутаты согласны, но только при параллельном усилении прокурорского надзора, которое пока только обещают.
Заявления решительно настроенной межфракционной группы заставили главу Следственного комитета Александра Бастрыкина принять срочные меры. Он поспешил в Госдуму и успел провести с представителями фракций разъяснительную беседу. В результате, к моменту голосования радикализма у депутатов поубавилось. «Против» высказались только коммунисты.
Александр Хинштейн объяснил, что «Единая Россия» пока голосует за концепцию и за «первый шаг к созданию единого следственного комитета». А детали, по его словам, -- дело второго чтения. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский говорил обо всем и на последних секундах даже сумел вспомнить о главном -- фракция законопроект одобрит.
Представитель эсеров Геннадий Гудков, наоборот, с этого начал. «Мы поддержим первое чтение, но только до второго чтения», - сообщил он. В более мягких выражениях он продолжил свою мысль о вредоносности если не самой сути законопроекта, то его исполнения. Процитировав несколько положений документа, Гудков напомнил депутатам старую фразу: «Вы не сидели? Это не ваша заслуга, а наша недоработка». Депутат потребовал организовать широкое обсуждение и не торопиться со вторым чтением. Но дата рассмотрения предварительно определена и, скорее всего, со всеми обсуждениями, дискуссиями и поправками придется уложиться в две недели.