Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Москва стала столицей федеральной вертикали

Московское отделение «Единой России» всегда демонстрировало такую преданность Юрию Лужкову, что еще совсем недавно сложно было представить, как столичная элита поддержит выдвижение на пост мэра кого-то другого. Тем не менее в четверг Мосгордума выслушала заявления Сергея Собянина о всех городских проблемах, необходимости тесно сотрудничать с федеральными властями, и выбрала его мэром на ближайшие пять лет. Избранник в ответ обещал не менять любимцев прежнего начальника столицы -- пчеловодов, на своих -- охотников.

Когда Сергей Собянин оказался в центре внимания СМИ как претендент на кресло мэра Москвы, эксперты отмечали два качества, которые до сих пор выделяли его на прежних работах, в первую очередь на посту губернатора Тюменской области. Во-первых, максимальное сворачивание публичного пространства, а, во-вторых, активное встраивание в федеральную вертикаль.

Первое качество кандидат в мэры активно проявлял все последние дни. На встречи с его участием (а он успел пообщаться с профсоюзами, организациями инвалидов и политическими партиями) получали аккредитацию федеральные каналы и информагентства. Газеты и интернет-СМИ были практически отстранены. Infox.ru запросил аккредитацию в Мосгордуму, чтобы осветить хотя бы голосование по кандидатуре Собянина, но в пресс-службе предупредили сразу: шансы минимальные, и посоветовали смотреть трансляцию по телевизору.

Встраивание же Москвы в федеральную вертикаль происходило все полтора часа внеочередного 1259-е заседания столичного парламента. На нем председательствовали поочередно спикер МГД Владимир Платонов и лидер фракции «Единая Россия» Андрей Метельский. Справа от них разместились и.о. мэра Владимир Ресин, кандидат в мэры Сергей Собянин и глава администрации президента Сергей Нарышкин.

Именно Нарышкин и вышел представлять депутатам президентского избранника. «Я с радостью представляю вам кандидатуру Сергея Семеновича Собянина, -- начал он. – Первые ступени его управленческой карьеры связаны с его родным регионом. В 33 года он стал мэром Когалыма». Затем Нарышкин лестно отозвался о работе будущего мэра Москвы в Ханты-Манскийском автономном округе, Тюменской области, в администрации президента и правительстве страны. «Он заслужил авторитет человека, умеющего последовательно добиваться своих целей», -- расхваливал Нарышкин.

Следующим слово взял Собянин. «Выдвижение моей кандидатуры на пост мэра Москвы – для меня большая честь», -- заявил он. Кандидат начал с того, что похвалил прежнее столичное руководство. «Мы можем опираться на прочный фундамент, за последние десятилетия город преобразился в лучшую сторону. В Москве самые высокие социальные стандарты и сложилась диверсифицированная экономика», -- сообщил кандидат в мэры.

«Но нельзя не замечать, город явно упускает многие возможности. Темпы развития стали затухать. Коррупция может девальвировать многие преимущества Москвы», -- Собянин решил долго не ласкать слух предшественников и перешел в наступление. Он рассказал и об административных барьерах, которые мешают развитию бизнеса, и ревизию которых надо немедленно провести, и о сокращении объема инвестиций, и о тупиковой структуре бюджета.

Видение Собяниным всех конкретных проблем, о которых он говорил, четко укладывалось в определенную схему. «В Москве хорошие врачи, хорошее оборудование, серьезное финансирование», -- начинал он хвалить систему здравоохранения. «Но качеством медицинской помощи удовлетворена только четверть горожан», -- настораживал Собянин. «Москве надо активно участвовать в федеральной программе модернизации здравоохранения, надо подписать соглашение с Минздравсоцразвития, это поможет привлечь дополнительные средства», -- рецепт решения проблем неизменно находился в сотрудничестве с руководством страны.

По такой же схеме Собянин говорил и об образовании, и даже о решении проблемы пробок. «Необходимо синхронизировать свои действия с Московской областью и министерством транспорта. Уверен, что Москва будет активно участвовать в федеральной программе строительства дорог», -- сообщил он.

Кроме этого кандидат пообещал в ближайшее время грамотно организовать дорожное движение, начать массовое строительство парковок, развивать общественный транспорт и прокладывать линии метро в так называемые города-спутники, жители которых пока вынуждены добираться на работу в столицу на наземном транспорте. От застройки «каждого клочка земли» Собянин пообещал отказаться, а все дома возводить только по новым жилищным стандартам.

Правда, понять отношение депутатов к этим обещаниям было совершенно невозможно. Если почти каждое слова Юрия Лужкова столичные политики привыкли встречать бурными аплодисментами, постоянно переходившими в овации, то на этот раз в зале стояла подозрительная тишина. Первым это понял Андрей Метельский. После очередных слов Собянина о развитии Москвы, он начал демонстративно хлопать прямо в микрофон. Через некоторое время его коллеги, наконец, поняли, что к лидеру надо присоединиться.

Впрочем, депутаты продолжили нервничать по поводу прихода в город нового человека. Когда они перешли к вопросам, единоросс Петр Ивановский обеспокоено поинтересовался, где Собянин будет брать кадры для решения всех проблем. «В Москве создан кадровый управленческий костяк. Так что основой будут те управленцы, которые уже есть в Москве», -- успокоил он столичных чиновников.

Депутаты поинтересовались у Собянина, не стоит ли теперь опасаться за свое будущее пчеловодам, и вообще всем любимцам прежнего начальника Москвы, и, наоборот, не стоит ли оживляться охотникам, к числу которых относится кандидат в мэры. «Вряд ли охотникам стоит оживляться, особенно в Москве», -- впервые с начала заседания улыбнулся Собянин.

В результате, как сообщил Андрей Метельский, «Единая Россия» приняла решение голосовать за предложенную президентом кандидатуру. КПРФ, наоборот, была против. «Нас спрашивают, как мы будем голосовать? А выбора и нет, -- возмущался лидер фракции Андрей Клычков. – Все решено за нас за закрытыми дверьми «Единой России». Она действует по формуле не власть для народа, а народ для власти».

Сами коммунисты, разумеется, действовали по формуле, которую недавно на встрече с Геннадием Зюгановым вывел Владимир Путин: «А Баба Яга всегда против».

Поскольку других оппозиционных фракций в Мосгордуме нет, то по результатам тайного голосования 32 единоросса проголосовали за утверждение Собянина, а два коммуниста – против. Третий член Компартии – Николай Губенко – сейчас болеет.

Инаугурация

Торжественная церемония началась на 15 минут позже запланированного – гости ждали президента России. В 16.15 Дмитрий Медведев и Сергей Собянин вошли в белый зал мэрии вместе и сели между патриархом Алексеем и композитором Александрой Пахмутовой.

Избранный мэр произнес клятву, и после этого сразу стал главой столицы. В своей речи он поблагодарил президента за оказанное доверие, премьера Путина и коллег из правительства за работу течение последних лет, депутатов Мосгордумы за поддержку, еще раз пообещал работать в тесном контакте с федеральным центром и под конец вспомнил о москвичах. «Всего, что Москва достигла в последние годы, она достигла благодаря вам. И вместе мы сделаем еще больше», -- пообещал он.

Напутственные слова новому мэру сказали ректор МГУ Виктор Садовничий и президент Дмитрий Медведев. «Самое главное – добросовестно служить москвичам. Они только что наделили вас полномочиями через Московскую государственную городскую думу», -- напомнил президент, в этот раз сделав шаг к тому, чтобы, наконец, правильно произнести название столичного парламента – Московская городская дума. На прошлой недели Медведев объявлял, что вносит кандидатуру Собянина на рассмотрение Московской государственной думы.

Полная версия