Химкинский лес подставили лягушки
В понедельник «Единая Россия» организовала дискуссию по проблеме вырубки Химкинского леса. С одной стороны выступали партия и компания-проектировщик трассы из Москвы в Петербург, с другой экологи, защитники леса и члены Общественной палаты. В ходе обсуждения выяснилось, что борцы за спасение леса пытаются сохранить дубы, а вот проектировщики и единороссы куда больше беспокоятся за лягушек, обитающих в мезотрофных болотах. Одним словом, договориться о переносе дороги не удалось.
С начала обсуждения представители «Единой России» заявили, что у их партии пока нет окончательного мнения по поводу Химкинского леса. Хотя именно единороссы обратились к президенту 26 августа с просьбой разобраться в скандальной ситуации, после чего президент Дмитрий Медведев немедленно распорядился приостановить строительство трассы из Москвы в Санкт-Петербург. Этот проект предусматривает прохождение дороги по подмосковному дубовому лесу.
Тем не менее, члены партии власти решили в ходе дискуссии высказать собственные мнения по проблеме. По странному стечению обстоятельств ни одно из них не оказалось в защиту леса. Первый заместитель секретаря президиума генсовета ЕР Андрей Исаев начал с выпадов. «Химчане рассказывают, что жители Химок не участвуют в акциях протеста. Наоборот, по их словам, те, кто защищают лес, часто не могут показать Химки на карте. Зато все протестующие имеют четкую политическую позицию, что режим антинародный», -- заявил Исаев. По его мнению, на самом деле большинство жителей Химок будут протестовать и перекрывать Ленинградское шоссе, если дорога пройдет по городу, а не лесу.
Координатор «Единой России» по экологии Константин Цибко продолжил критиковать защитников леса и экологов. «У нас во время летних пожаров погибли тысячи гектаров леса, и никто из защитников почему-то не ездил его спасать», -- перевел он разговор на другую тему. Правда, тут же вспомнил о дискуссии. «Не весь лес нужен. Возможно, какие-то дубы и ценны, но вот кустарниками, например, можно пожертвовать», -- заявил главный эколог единороссов и поддержал вырубку леса для строительства дороги.
Ответить «Единой России» попыталась член Общественной палаты Елена Лукьянова: «Когда мы поняли летом, что ситуация очень напряженная, мы предоставили в Общественной палате место для встречи защитников леса и чиновников. Так вот из чиновников не пришел никто, кроме представителя генеральной прокуратуры. Вы бы, товарищи единороссы, объяснили своим чиновникам, которые в вашу партию входят, что так себя не ведут». «Да эти наверно из КПРФ», -- попробовал отшутиться Цибко, имея в виду членство Лукьяновой в КПРФ. «Очень сомневаюсь», -- отрезала она.
Экологи из Гринпис, Всемирного фонда дикой природы и «Движения защитников Химкинского леса» пытались вернуться к существу проблемы. По их мнению, если дорога, как это и запланировано, поделит лес практически пополам, последствия могут быть непоправимыми. «Если это произойдет, то мы потеряем ценнейший лесопарковый пояс Москвы. Он второй по ценности после Лосинного острова», -- считает руководитель лесной программы Грипнис Алексей Ярошенко. Экологи отметили, что восстановить дубы севернее Москвы практически невозможно. Кроме этого, по данным Союза охраны птиц России, там обитают редкие птицы, которые занесены в Красную книгу Москвы и Московской области. Поэтому экологи выступили за то, чтобы придать Химкинскому лесу статус национального парка, по аналогии с Лосиным островом.
Представитель Всемирного фонда дикой природы Михаил Книжников сообщил, что для достижения своих целей экологи из разных организаций намерены объединиться и создать коалицию. Строительство трассы должно быть перенесено на другое место, считают они.
Эксперты по строительству экологов поддержали: профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в один голос утверждали: при подготовке проекта трассы практически не были изучены альтернативные варианты. «Развернутого сопоставления вариантов мы пока не видим. Необходимо поработать с документами. Есть самые разные варианты маршрутов», -- констатировал Глазычев.
Впрочем, представители петербургской компании «Дорсервис», готовившей проект строительства дороги, настаивали на том, что изучили все альтернативные варианты, и ни один из них не подошел. По поводу обсуждавшегося экспертами варианта строительства через район Молжаниново замгендиретора компании-проектировщика Владимир Шеметов сообщил, что вариант был отвергнут из-за заботы о лягушках. «Там находятся мезотрофные болота, в которых обитают лягушки, занесенные в красную книгу»,- -- отметил он. «Вы нас умилили своим рассказом о лягушках», -- не удержалась в конце мероприятия ведущая дискуссии член Общественной палаты Елена Зелинская.
Самую известную защитницу Химкинского леса Евгению Чирикову куда больше лягушек удивили выступления единороссов. «Единая Россия» -- очень странная организация, -- поделилась Чирикова с Infox.ru. – 26 августа они обращались к президенту с просьбой прекратить строительство, а сегодня единодушно выступили за вырубку леса. Я не поняла, они за или против. Это уже какие-то политические игрища, в которых я ничего не понимаю».
Впрочем, на дискуссии с «Единой Россией» обсуждение проблемы Химкинского леса не закончится. Уже во вторник, как сообщила Infox.ru Чирикова, экс-глава совета при президенте по содействию развития интститутов гражданского общества Элла Памфилова представит выводы Transparency International о коррупционной составляющей при выборе места строительства трассы и личной заинтересованности в вырубке леса министра транспорта Игоря Левитина. А 16 сентября обсуждение проблемы состоится в Общественной палате.