Коммунисты укрепили Москву расколом
Шестой пленум КПРФ в рамках обсуждения идеологической работы партии принял решение о роспуске бюро московского горкома и отставке его главы Владимира Уласа. Таким способом, по словам руководства партии, столичная ячейка была укреплена. Правда, крепость рядов всей партии во время обсуждения заметна не была.
В субботу в Москве прошел шестой пленум центрального комитета КПРФ. Главный вопрос, заявленный в повестке дня, был связан с эффективностью идеологической работы партии. У коммунистов в последнее время действительно сложности с идеологией, особенно внутри собственных рядов. Во всяком случае, информация о конфликтах между партийными начальниками регулярно появляется в СМИ.
Одна из интриг пленума была связана с конфликтом Геннадия Зюганова и его первого заместителя Ивана Мельникова. Источники в партии даже предполагали, что на пленуме эта проблема может выйти в публичную сферу, и сторонники Мельникова поставят вопрос об отставке Зюганова. Но сам зампред КПРФ эти предположения опроверг. «Считаю абсолютно неверными эти слухи, неправильными, уверен, что этого не будет», -- заявил он корреспонденту Infox.ru. На вопрос о том, как он в целом оценивает возможность смены руководства в компартии, Мельников ответил уклончиво: «Смена руководства рано или поздно происходит. Но это должно происходить естественным путем, когда ситуация назревает. Сейчас в партии такой ситуации нет».
Второй вопрос, который должен был обсуждаться на пленуме, -- это роспуск бюро московского отделения партии. Проблема рассматривалась в закрытом режиме и в программе скромно значилась в разделе «организационные вопросы».
Руководители ячейки лишились своих должностей в мае этого года по решению президиума центрального комитета партии. Претензии к столичному отделению обосновывались по-разному. Звучали обвинения в неисполнении решений руководящих органов и в плохом результате на выборах в Мосгордуму. Другая версия о причинах нападок на московское отделение партии возвращается к конфликту между Зюгановым и Мельниковым. В столице сильны позиции зампреда КПРФ, а бывшие руководители отделения – сторонники Мельникова.
С начала пленума разговор, так или иначе, касался проблем Москвы. После вручения партбилетов новым членам партии один из новоявленных коммунистов пробился к микрофону и прочитал речь о том, что столичная организация препятствует вступлению в ее ряды молодых людей. Но затем к микрофону подошел другой участник пленума, который назвал постановление по московскому отделению «политическим отстоем» и «разборками втемную». Геннадий Зюганов прервал выступающего, пообещав рассмотреть этот вопрос детально во второй, закрытой части пленума.
Когда дело дошло до доклада секретаря ЦК партии Дмитрия Новикова, стало очевидно, что идеология КПРФ также неразрывно связана с внутрипартийным конфликтом. Новиков заявил, что для борьбы с КПРФ правящий режим использует отступников от идеологии внутри партии, а также сложную ситуацию в регионах: Москве, Челябинске и Санкт-Петербурге, -- именно здесь наиболее сильны позиции Ивана Мельникова.
По партийной традиции цитируя Маркса, Ленина и Сталина, Новиков рассказал о том, какие отступления от идеологии наиболее опасны для Компартии. Главный внутренний враг, как убежден Новиков вслед за Лениным, -- это правый оппортунизм. «Правый оппортунизм ведет к соглашательству с буржуазной властью. С ним мы столкнулись в период преодоления политического карьеризма Селезнева и Горячевой и позже – в борьбе с семигинщиной (речь идет о предыдущих конфликтах и раскольниках в КПРФ. – Infox.ru). Ряд товарищей, имевших в прошлом заслуги перед партией, не выдержали искушения буржуазным парламентаризмом», -- заявил Новиков. Отметим, что нынешний раскол в КПРФ связывают с тем, что сторонники Мельникова выступают за расширение контактов и сотрудничество в том числе с либеральной оппозицией. Новиков также заявил об опасности «левого» оппортунизма. По его мнению, «чрезмерно левые» часто оказываются на правом фланге.
Обсуждение доклада тоже касалось закрытия московского отделения. Каждый второй выступающий упоминал о конфликте, некоторые участники говорили только о нем, игнорируя заданную идеологическую тематику. Во время этих обсуждений отставной секретарь московского горкома Владимир Улас нервно перебирал пальцами.
Участник пленума Александр Фролов заявил, что идеология партии – вещь очень правильная и полезная, кроме тех случаев, когда ее используют как дубину для борьбы с оппонентами или конкурентами. «Тот факт, что московское и санкт-петербургское отделения обвинили в неотроцкизме, ничего не значит. Их точно так же могли обвинить в великодержавном шовинизме. Это просто способ борьбы. Когда у нас кого-то обвиняют в сотрудничестве с либералами, надо понимать, что наша партия, особенно перед выборами, активно сотрудничает и с либералами, и с богатыми спонсорами. Почему одни за это называются неотроцкистами, а другие – правоверными?» -- не согласился с политикой партии Фролов.
Но большинство выступающих такую точку зрения не разделяли. Руководство московского горкома обвиняли в невыполнении поручений руководящего органа, нарушении устава, в неправильном стиле управления и даже предательстве. Один из выступающих предположил, что конфликт в КПРФ -- это ни много ни мало результат деятельности спецслужб. Отстранение руководства московского горкома такие выступающие назвали «лечением отделения».
Но главное обсуждение проблем в московском отделении партии происходило за закрытыми дверями. По его окончании стало известно -- большинство участников одобрили действия президиума ЦК и утвердили решение распустить бюро московского горкома и изменить структуру столичной организации (теперь в ней не будет окружного отделения). Депутат Госдумы Обухов объяснил, что таким способом московское отделение партии будет укреплено: «На это будут направлены лучшие силы Компартии», -- подчеркнул он. Из 138 участников пленума против таких изменений проголосовали только восемь, трое воздержались.