Москва
3 января ‘25
Пятница

Декларации чиновников отправляют в интернет

Порядок отчета чиновников о доходах должен быть серьезно изменен: публиковать свои данные должны все родственники госслужащего, а попадать декларация должна вовсе не в руки проверяющих органов, а в открытый доступ в интернете. Так считает зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков, который в интервью Infox.ru подвел итоги отчетной кампании.

Этой весной депутаты Госдумы и члены Совета федерации впервые публично отчитывались о доходах и декларировали свое имущество. Кроме них, уже во второй раз это сделали чиновники администрации президента, правительства, а также большинство губернаторов.

Несмотря на то что процедура обязательного отчета в России пока опробована мало, многие ее уже критикуют. В частности, заместитель генерального прокурора Эрнест Валеев выступил за расширение круга родственников чиновников, которые обязаны подавать декларации. Сейчас отчитываться обязаны лишь супруги и несовершеннолетние дети госслужащих. Валеев же предложил обязать подавать отчетности братьев, сестер и племянников чиновников.

Заместитель главы комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает даже такую меру недостаточной. По его мнению, публиковать декларацию должны все родственники включая тещу и зятя, причем их данные должны выкладываться в «публичное пространство». «Как делает цивилизованная Европа? Она эту декларацию размещает, как это ни странно, в сети интернет. Вымарывается только домашний адрес, а все остальное остается. И любой сосед, знакомый или просто досужий наблюдатель может зайти в сеть интернет и посмотреть на любого гражданина начиная от президента страны и заканчивая своим соседом, который служит в муниципалитете, сколько он заработал и какими активами владеет», -- рассказал депутат.

Именно поэтому в Европе отсутствуют специальные органы, которые проверяют правдоподобность указанных в декларациях данных. «Проверяет все население, в Германии -- 80 миллионов граждан, значит -- 80 миллионов контролеров», -- подчеркнул Гудков.

В России же данные о доходах являются конфиденциальной информацией, поэтому понять, за счет чего чиновник заработал деньги, – невозможно. «Когда читаешь наши сведения, то непонятно, то ли это заработок членов семьи за счет продажи инсайдерской информации, то ли это совершенно бешеные капиталы, которые, оборачиваясь, дают сотни миллионов, либо что-то еще. Понять достоверность доходов невозможно. Остается верить на слово, что жена заработала за счет дивидендов», -- негодует Гудков.

Он уверен, что нынешний порядок отчета чиновников неэффективен. «Для многих богатых и влиятельных чиновников декларация носит декоративный характер», -- подчеркнул он. Больше всего чиновники боятся вовсе не того, что вскроются серьезные данные, которые они хотят скрыть, а мелочи, о которых они забыли. «Например, мотоцикл, который сгнил в болоте, или машина, которую продал в былые годы по доверенности», -- перечисляет депутат.

Полная версия