В четверг в Великобритании проходят парламентские выборы. За время избирательной кампании ни одной партии не удалось заручиться абсолютной поддержкой избирателей. Так что, скорее всего, в Соединенном Королевстве будет избран «подвешенный парламент». Для России это означает, что нормализация отношений между двумя странами откладывается.
Консерваторы (тори) лидировали с самого начала избирательной кампании. За 13 лет беспрерывного правления лейбористов британцы успели устать от действующих властей -- по всем опросам партия Гордона Брауна уступала тори во главе с Дэвидом Кэмероном.
Проблема, правда, заключалась в том, что разрыв между партиями был небольшой, и эксперты предупреждали, что консерваторам придется сильно постараться, чтобы не допустить формирования так называемого «подвешенного парламента» и создать устойчивое правительство.
Цыпленок по-консерваторски
Впрочем, за несколько месяцев кампании консерваторам так и не удалось добиться серьезного преимущества. Лейбористы во главе с Брауном все время пугали избирателей тем, что консерваторы и либерал-демократы будут проводить антисоциальную политику. «Они собираются урезать расходы на школу и полицию, они вообще против занятости. Они против бедных и даже против среднего класса», -- негодовал Браун в недавнем интервью The Times.
Но больше всего премьер говорил о налоговых вычетах за воспитание детей. Журналисты даже посчитали, что в одном из интервью он восемь раз повторил фразу «child tax credits» в течение восьми минут. Браун пытался донести до избирателей, что, придя к власти, его оппоненты немедленно отменят эту льготу. Вообще, лейбористы почти всю кампанию провели под испробованным лозунгом «Лейбористы инвестируют, тори урезают».
Возможно, лейбористам и удалось бы сократить отставание, однако личность самого Брауна к симпатиям избирателей не располагала. Премьер-министр известен зачастую неприятным обращением с окружающими и подчиненными. В этом смысле очень показательным было интервью с журналистами The Times, которым он открытым текстом заявил, что будет отвечать только на те вопросы, на которые захочет. Но особенно провальной стала история с одной из избирательниц, после общения с которой Браун забыл выключить телевизионную радиопетлю. Премьер-министр сел в машину и в беседе с помощником назвал женщину «узколобой теткой». Журналисты решили не упускать шанс и дали прослушать «отзыв» самой избирательнице, а потом показали и ее негодование, и слова Брауна в эфире.
Лидер консерваторов управляется с журналистами куда лучше. Так, репортер одного из таблоидов постоянно выслеживал Кэмерона во время избирательной кампании, нарядившись в костюм цыпленка. Лидер консерваторов вначале избегал журналиста, но в этот вторник ситуация ему надоела. Кэмерон подошел к «цыпленку», обнял и сорвал с него маску.
Вперед, в прошлое!
Несмотря на усилия всех сторон, рейтинги за несколько месяцев не изменились. Согласно последним опросам, тори набирают около 35%, лейбористы -- 30%, а либерал-демократы -- 25%. Таким образом, ни одна партия не получает контроля над парламентом.
Для большинства европейских стран ничего необычного в таком результате бы не было: во многих странах политические силы вступают в коалицию и таким способом формируют правительство. Но в королевстве со старейшей парламентской демократической системой фактически нет традиции формирования политических союзов. В Британии действует мажоритарная система относительного большинства -- то есть от каждого округа в парламент проходит представитель одной партии, который смог добиться хотя бы минимального преимущества над остальными кандидатами. При такой системе почти всегда какая-то из партий получает больше половины мест в парламенте.
В Великобритании в течение последних 26 лет то лейбористы, то консерваторы получали абсолютное большинство. Лишь в феврале 1974 года лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном получили совсем небольшое преимущество перед консерваторами. Глава последних, Эдвард Хит, попытался воспользоваться ситуацией и начал переговоры с представителями небольших партий, чтобы сформировать коалицию и не дать лейбористам захватить власть. Но эти переговоры провалились, и лейбористы в отсутствие абсолютного большинства сформировали правительство. Правда, продержался этот кабинет совсем недолго: в условиях «подвешенного парламента» правительству Вильсона не удавалось проводить свои решения. Уже в октябре того же года в Британии были проведены повторные выборы, на которых лейбористы смогли получить теперь уже полноценное большинство.
Британская пресса сейчас вспоминает эту историю постоянно: считается, что события могут повториться, только теперь консерваторы и лейбористы поменяются местами. Лейбористы, которые, по всей видимости, займут второе место, могут попробовать объединиться с близкими им по взглядам либерал-демократами. Члены кабинета Гордона Брауна уже не раз заявляли о возможности такого союза. Более того, в стане лейбористов даже выражали готовность поддержать кандидатов от либерал-демократов в тех округах, где они могут обойти консерваторов. Но лидер партии Гордон Браун отнесся к идее скептически и призвал соратников получить максимум голосов для своей партии.
Однако даже если бы Браун и был «за», лейбористам это бы не помогло. Получивший высокую популярность за время теледебатов лидер либерал-демократов Ник Клегг уже заявил, что не будет работать в одном правительстве с Гордоном Брауном, похоронив все надежды на коалицию (если, конечно, лейбористы не решат сразу после выборов сменить лидера). Консерваторы также не настроены искать политические союзы. От вопросов журналистов о коалиции Дэвид Кэмерон уклонился со словами: «Вы задаете мне вопросы об обстоятельствах, которых я пытаюсь избежать». Так что, скорее всего, если консерваторы не получат абсолютного большинства, они создадут правительство в условиях «подвешенного парламента», и тогда следующие выборы могут состояться уже этой осенью.
В Россию с консерватизмом
Происходящие в королевстве перипетии не могут не волновать Россию. Наибольшее число конфликтов РФ с Западной Европой пришлось именно на Британию, из которой выдворяли отечественных дипломатов, в которой произошло убийство Александра Литвиненко и где скрываются беглые олигархи. Именно с Соединенным Королевством у России происходили шпионские скандалы, и, в конце концов, даже визы россиянам туда получить сложнее, чем во все остальные европейские государства.
«Пока ситуация с новым правительством не прояснится, ничего в российско-британских отношениях не изменится, -- считает шеф-корреспондент The Times в Москве Энтони Халпин. -- И я не думаю, что это произойдет быстро». Британский журналист рассказал Infox.ru, что улучшение отношений при правительстве лейбористов считает маловероятным. «А вот если к власти придут консерваторы, то можно будет начать отношения с чистого листа», -- отметил он.