Власть взялась за прессу против террора
Неделю со дня трагических событий в московском метро «Единая Россия» отметила дружной атакой на журналистов. Депутат Госдумы от партии власти Роберт Шлегель внес на рассмотрение законопроект, призванный запретить распространение в СМИ любых материалов от имени террористов. При этом Шлегель обрушился с резкой критикой на компанию Google, на видеообменнике которой (YouTube) размещено обращение террориста Доку Умарова. «Повсеместное предоставление слова террористу сразу после того, как по его приказу были убиты люди, это оскорбление памяти погибших, оскорбление их родственников, которым, уверен, есть сказать не меньше чем Доку Умарову. Если Google не поддерживает террористов, значит и обращение нужно убрать», -- отметил депутат.
Коллеги Шлегеля выбрали в качестве главной мишени для атаки журналиста «Московского комсомольца» Александра Минкина и газету «Ведомости». После теракта публицист МК выпустил очередную статью из цикла «Письма к президенту», которую назвал «Восставшие из сортира». В тексте он возложил ответственность за трагедию на правящий тандем. Что же касается «Ведомостей», то газета опубликовала статью под названием «Месть за Кавказ», название которой также вызвало гнев единороссов: они сочли, что одним названием журналисты солидаризируются с террористами.
«Если мы проанализируем три этих источника (статью «МК», «Ведомостей и заявление Доку Умарова. -- Infox.ru), то увидим, что они фактически варились в одном соку. Вызывает подозрения, что эти публикации и действия террористов связаны между собой», -- заявил в пятницу спикер Госдумы Борис Грызлов.
В понедельник к Грызлову примкнул вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. Он добавил, что статья Минкина «явно пахнет заказухой: в ней слишком резко критикуется действующая власть, которой дают понять, что москвичей на этот раз в общем-то пожалели». Стоит отметить, что единороссы с первого же дня трагедии чуть ли не обвинили в случившемся политических оппонентов. Тогда депутат Ирина Яровая заявила, что к трагедии привело «раскачивание политической ситуации, нагнетание в обществе негативных настроений» оппозицией.
История вопроса
Традиция винить журналистов и оппозицию в пособничестве террористам появилась задолго до взрывов на «Лубянке» и «Парке культуры».
Наиболее известный случай -- октябрь 2002 года, когда в результате штурма захваченного боевиками здания на Дубровке погибли 130 человек. Тогда виновной оказалась телекомпания НТВ, которая, по словам Владимира Путина, показала в прямом эфире перемещение спецназа, что «могло привести к огромной трагедии». Госдума и Совет федерации тогда же приняли ряд жестких поправок в законодательство, которые фактически блокировали возможности прессы работать во время терактов. Впрочем, президент в последний момент наложил на поправки вето. Руководство НТВ, которая действительно активнее всех освещала события и анализировала действия властей, это, правда, не спасло: через несколько месяцев гендиректор телекомпании Борис Йордан был вынужден уйти в отставку.
В 2004 году после захвата заложников в Беслане, закончившегося штурмом и гибелью более 330 человек, был отправлен в отставку главред «Известий» Раф Шакиров за публикацию «натуралистичных» фотографий с места трагедии. По слухам, распоряжение уволить Шакирова поступило владельцам газеты из Кремля. Но больше всех пострадали даже не журналисты, а губернаторы и депутаты-одномандатники. Первых после Беслана перестали выбирать, а стали назначать, одномандатников же и вовсе ликвидировали.
Наконец, одна из последних нашумевших историй связана с главным редактором «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым. Ему, как писала западная пресса, на одной из встреч сделал выговор Владимир Путин -- за освещение войны с Грузией. Венедиктов был вынужден частично скорректировать редакционную политику, призвал подчиненных следить за тем, как они освещают события, и даже отстранил на некоторое время от эфира Валерию Новодворскую.
Перевод стрелок
Эксперты не дают однозначного ответа на вопрос, почему практически после каждого теракта у власти появляются претензии к прессе.
В то же время галерист Марат Гельман, бывший во время трагедии на «Норд-Осте» заместителем гендиректора «Первого канала», призывает не забывать об ответственности. «То, что Грызлов и Миронов -- не очень умные люди -- пытаются обвинять СМИ в некой злонамеренности -- это смешно, -- признал он. -- Но это не отменяет того, что СМИ тоже ведут себя несколько безответственно. Реакция медиа является частью замысла террористов. Если неправильная реакция медиа, то фактически медиа становятся одним из инструментов террористов».