Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Движение от России запрограммировано, приближение к Европе -- нет»

Президенту Януковичу будет легче решить некоторые проблемы между Украиной и Россией. Тем не менее его поведение будет отчасти напоминать действия Александра Лукашенко, который дает Кремлю обещания и не реализует их. В перспективе Украина продолжит движение в сторону от России, рассказал в интервью Infox.ru директор российских программ Финского института международных отношений Аркадий Мошес.

- Аркадий Львович, на очередность дат стоит обращать внимание? Важно ли, что Янукович сначала едет в Брюссель и только потом в Москву?

- Этому факту не стоит придавать излишнее значение, но, безусловно, это показательно и символично. Янукович считает важным для себя и для своего внешнеполитического позиционирования послать именно такой сигнал. Во-первых, ему надо попытаться преодолеть тот имидж пророссийского политика, который ему создала западная пресса. А во-вторых, ему надо послать сигнал внутри страны, что так называемый европейский выбор остается приоритетом. Как когда-то Кучма (Леонид Кучма – второй президент Украины. – Infox.ru), придя к власти голосами одной части страны, был вынужден постоянно подчеркивать, что является президентом всей страны. Сегодня то же самое делает Янукович.

В Европу

- А Януковичу будет сложнее выстраивать отношения с Европой, чем, например, было бы Юлии Тимошенко? Все-таки ее считают более европейским политиком.

- Конечно, к Януковичу будет некое настороженное отношение. Но я бы поспорил с тем, что Тимошенко считают европейским политиком. Да, она больше встроена в некоторые европейские отношения, в первую очередь межпартийные -- ее блок входит в некоторые сети. Но при этом на посту премьер-министра она очень много Европе наобещала и не выполнила. А вот это там не любят гораздо больше, чем какие-то лозунги о многовекторной ориентации.

- 1 марта Янукович прилетит в Брюссель. Чем он и его страна будут там интересны руководству ЕС?

- Украина интересна Европе тем же, чем и год, и три назад. Во-первых, Украина при определенных условиях может представлять серьезный вызов так называемой «мягкой» безопасности. Потому что если разница в доходах, которая сегодня проходит по венгерско-украинской или польско-украинской границе, будет сохраняться, то будет существовать такое давление на границе ЕС, и Европа хочет это преодолевать. Второе, Украина является важным компонентом в системе энергообеспечения Европs. И третье, Украина является заявленным партнером ЕС в восточном партнерстве. За последние пять лет Украина укрепилась и консолидировалась как избирательная демократия. Поэтому в ней существует политический режим, европейцам понятный и близкий. То есть неэффективный, но свой. И поэтому Янукович, как и его предшественники, будет этот режим партнерства укреплять.

- На этой неделе Европарламент принял резолюцию, которая закрепляет за Украиной право подать заявку на членство в ЕС. Означает ли это, что Украина сможет вступить в Евросоюз?

- Базовые документы Евросоюза гласят, что каждая европейская страна имеет право подать заявку на членство. Но заявку можно подать, а при рассмотрении может возникнуть огромное количество сложностей. Турция, слава богу, уже подала заявку много десятилетий назад, уже несколько лет признана формальным кандидатом, но это не значит, что у Турции появилась перспектива вступления в ЕС.

В принятии этой резолюции важно другое: один из трех институтов Европейского союза считает для себя критически важным подчеркнуть и обратить внимание других институтов Евросоюза на необходимость усиления взаимодействия с Украиной, а не сворачивания. Там есть четкие вещи, о которых будут вести переговоры: ассоциированный статус и перспектива перехода к безвизовому режиму.

От Москвы

- На переговорах в Москве, куда Янукович прилетит 5 марта, приоритетное отношение Украины к Европе как-то скажется?

- Я думаю, что нет, и это хорошо. Мой прогноз такой, что российское руководство не будет подчеркивать то, что визит в Москву состоится после визита в Брюссель. На самом деле это не очень важно. Мы часто слышим в эти дни, что первый визит Ющенко был в Москву. И логика была такой же: ему надо было наводить мосты. А у Януковича эти мосты уже существуют.

- Означает ли это, что Янукович сможет решить накопившиеся проблемы между Россией и Украиной?

- Дело в том, что проблемы в российско-украинских отношениях носят системный характер. Не случайно же, что ни одна из них за двадцать лет так и не была решена.

- Под системным характером проблем вы подразумеваете сам факт существования независимой Украины?

- Безусловно, для кого-то из российского руководства проблемой является сам факт существования страны. Но на самом деле фундаментальные проблемы другие: Россия выстраивает свою систему безопасности, которая альтернативна натоцентричной. А для Украины нет проблемы примкнуть к натоцентричной системе. Более того, она очень некомфортно ощущает себя в серой зоне безопасности. И она все равно будет из нее уходить, и не в российскую систему безопасности, где она не хочет существовать.

В энергетике России невыгодна украинская монополия на транзит газа. А Украине она, естественно, выгодна. В гуманитарном пространстве России важно доминирование русского языка в информационном и образовательном пространстве Украины. А для любого украинского политика очевидно, что это неправильно, потому что это подрывает основы государственности. Интересы объективно разнятся. И если сам факт существования украинских интересов Россия будет признавать, то их можно будет решить. А если Россия будет считать их нонсенсом, то конфликты будут только расти.

- С приходом Януковича эти системные проблемы будет решить легче или ничего не изменится?

- Есть вещи, которые решить проще. Все, что касается образования, -- безусловно. Янукович не будет проводить дополнительной украинизации. И в области безопасности, думаю, Януковичу будет проще принять вопрос о продлении пребывания российского флота в Севастополе.

А вот экономические вопросы точно не легче будет решать. Потому что финансово-экономические группировки, которые стоят за Януковичем, объективно конкурируют с российскими. И им нужен от России только дешевый газ и больше ничего.

- Тем не менее получается, что приход Януковича многое изменит?

- Я боюсь, что на практике он будет давать России какие-то обещания, которые не сможет выполнять в силу того, что у его партии нет конституционного большинства в парламенте. И когда вопрос дойдет до оплаты векселей, он поступит так же, как поступил со статусом русского языка. Во время одной из избирательных кампаний в Верховную раду он обещал очередной статус русскому языку, а потом с легкостью отказался от этого обещания.

- Этакий украинский Лукашенко, который все время что-то обещает России, но не выполняет?

- Я бы очень осторожно относился к такому сравнению. Это разные люди. Но когда дело дойдет до неких тактических алгоритмов в адрес Москвы, сходство будет очень большое. Москве очень легко продавать обещания, это делается двадцать лет всеми постсоветскими правительствами. Москва в известной степени является заложником, а не хозяином ситуации в регионе. Она боится, что если она начнет вести себя жестко, то оттолкнет от себя политиков и страны. А, слава богу, странам есть куда отталкиваться.

- Украина будет все-таки отталкиваться от России?

- Тактически Украина будет продолжать балансирование. Она его продолжала, и попытка раннего Ющенко сменить эту игру целенаправленным движением на Запад не удалась. Поэтому сейчас они вернутся к тому, что у них было до оранжевой революции, то есть к хождению по канату. Эта страна будет идти очень аккуратно, затягивая решение некоторых вопросов. Но в исторической перспективе она движется от России и вроде бы в сторону Европы. Но если движение в сторону от России запрограммировано, то приближение к Европе – нет.

Полная версия