Москва
3 января ‘25
Пятница

Выборы не вписались в раздел «демократия»

Двухпартийность городской думы Москвы противоречит мировой практике и политической теории. Правда, специфика административного ресурса и явки могут опровергнуть любой учебник по политологии. Эксперты пока надеются, что на федеральных выборах 2011 года это не повторится.

С точки зрения истории демократии 11 октября на выборах в Москве произошел невероятный случай. При пропорциональной системе выборов в Мосгордуму прошли только две партии: «Единая Россия» (около 66%) и КПРФ (около 13%).

Как должно быть

Согласно основам политологии, двухпартийная система может формироваться в государстве только в одном случае: если выборы проходят по мажоритарной системе в один тур, то есть когда избиратели голосуют не за список, а за конкретных людей – представителей определенной территории (депутатов-одномандатников).

В редких случаях при таких выборах может формироваться трехпартийная система, как это произошло в некоторых странах в начале ХХ века, когда к либеральной и консервативной партии добавилась еще и социалистическая. Но очень скоро произошел фактический возврат к двухпартийной системе: например, в Великобритании социалисты почти вытеснили либералов. По крайней мере, основная борьба за власть в Соединенном королевстве происходит именно между социалистами и консерваторами, а либералы пока остаются в стороне.

При пропорциональной же системе, когда избиратели голосуют за партийный список в целом, в парламенты обычно проходит большее количество партий. В этом случае даже не набравшая большинства партия получает небольшое представительство в законодательном собрании и возможность в дальнейшем объединяться с другими силами.

Московская загогулина

На выборах в Мосгордуму эта учебная истина не сработала. Та часть столичного парламента, которую выбирают по пропорциональной системе, теперь будет состоять только из двух партий – «Единой России» и КПРФ (формально это могло произойти только при мажоритарной системе). А часть думы, которую выбирают как раз по мажоритарной системе, будет сформирована только из одной партии, так как во всех округах победили одни представители «Единой России». В итоге из 35 человек будет 32 единоросса (15 по партийным спискам и 17 одномандатников) и 3 коммуниста (все трое по партийным спискам).

В рамках российской политической системы несовпадения с общемировой практикой и теорией происходят часто. Политолог Глеб Павловский в недавнем интервью Infox.ru рассказывал, что у российских президентов, как это предписано теорией, не получается в первый год своего правления начинать заниматься реализацией своей программы, потому что на них всегда сваливаются доставшиеся им в наследство катастрофы вроде войны в Грузии или подлодки «Курск».

Традиционно все эти ненормальности (по мировым меркам) принято объяснять «особым путем России». Но эксперты с такой точкой зрения не согласны. «В политике законы работают везде почти одинаково», -- считает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко.

Другой раздел учебника

«Учебники по политологии описывают все это в разделе про демократические государства. То, что происходило на этих выборах, описано совсем в другом разделе», -- считает Макаренко. По его мнению, при «такой работе административного ресурса» законы политологии не работают.

Существует и еще одно объяснение происшедшему феномену. Замдиректора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский видит проблему в том, какие социальные группы пришли в Москве на выборы. «Это эффект низкой явки. У нас на выборы в основном ходят патерналистски настроенные социальные группы – пенсионеры, часть бюджетников и чиновники. А средний класс на выборы не ходит. Они в выходные заняты чем угодно: спортом, бизнесом, -- но только не выборами», -- подчеркивает политолог.

Такой дисбаланс существует на выборах во всех регионах. Однако именно в Москве он привел к прохождению лишь двух партий. Бадовский объясняет это тем, что в столице, по российским критериям, к среднему классу относятся 50-60% населения, и почти все они на выборы не ходят. «В других регионах диспропорция менее очевидна, а вот в Москве она проявилась очень ярко», -- подчеркнул эксперт.

Россия – не Москва

Теоретически федеральный закон не исключает повторения московского прецедента на выборах в Госдуму в 2011 году. Прохождение лишь двух партий, если в сумме они наберут более 60%, к повторным выборам и снижению барьера не приведет.

Но политологи надеются, что ничего такого не случится. «Если административный ресурс будет работать так же, то ничего нельзя исключать. Но мне кажется, что на выборах в Госдуму, скорее всего, такого не будет», -- сказал Борис Макаренко.

«Кризис и переход к модернизационному развитию должны вести к усложнению политической структуры», -- надеется Дмитрий Бадовский. Он считает, что пока говорить о динамике перехода к двухпарийной системе на федеральном уровне рано.

Полная версия