В подмосковной Кубинке прощаются с командиром «Русских витязей» Игорем Ткаченко. Высшему пилотажу военный летчик посвятил 20 лет своей жизни. Из последнего полета гвардии полковник не вернулся.
В среду в 10.00 в гарнизонном Доме офицеров в подмосковной Кубинке началось прощание с гвардии полковником Игорем Ткаченко. Военного летчика, начальника 237-го гвардейского центра показа авиационной техники имени маршала Кожедуба ВВС РФ похоронят на Никольском кладбище. 45-летний Ткаченко погиб в воскресенье, 16 августа, во время генеральной репетиции к авиасалону МАКС-2009. После трагедии командование ВВС приняло решение, что пилотажная группа «Русские витязи», которую возглавлял Игорь Ткаченко, в международном авиасалоне принимать участия не будет.
Ткаченко служил на Кубинской авиабазе с 1987 года. Высшим пилотажем занялся в 1989 году. Но в состав «Русских витязей» вошел не сразу. Авиационная группа высшего пилотажа была создана в 1991 году, и первая шестерка пилотов выглядела так: ведущий – Владимир Басов, левый ведомый – Александр Дятлов, правый – Сергей Ганичев, хвостовой – Владимир Букин, левый внешний – Владимир Баженов, правый внешний – Александр Личкун.
Летчикам предстояло выступать на самых современных самолетах Су-27. «Русские витязи» -- единственные, кто выполняет групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях, и в этом уникальность группы. Управлять 25-тонной машиной в плотном строю крайне сложно из-за неизбежной для такого веса инертности. Фирменной фигурой «Витязей» стал знаменитый «ромб».
В августе того же 1991 года «Русские витязи» впервые выступили за рубежом. Это было польское авиашоу в Познани. Мировое же признание пришло к группе после визита в Великобританию. На авиабазу Скэмптон российские Су-27 прилетели по приглашению британской пилотажной группы Red Arrows. Мастерство «Витязей» оценила английская королева. В сентябре 1993 года пилотажная группа из Кубинки приняла участие в авиасалоне МАКС. «Витязям» аплодировали в Соединенных Штатах, Германии, Франции, Норвегии, Словакии.
Наконец, в мае 1994 года с программой одиночного пилотажа в рамках аэрошоу SIAD-94 над Братиславой выступил в то время капитан Игорь Ткаченко. Тогда он занял первое место среди летчиков-солистов. Конец следующего, 1995 года стал трагичным для «Витязей»: 12 декабря пять Су-27 завершили свои полеты в Малайзии и взяли курс на Камрань. Во время захода на аэродром в густом тумане три самолета врезались в гору. Погибли пилоты Борис Григорьев, Николай Гречанов и Александр Сысоев.
На восстановление морального духа у «Витязей» ушло почти полтора года. В апреле 1996-го летчики приступили к отработке парного пилотажа, затем в программу вернули «тройки», «ромб», а к лету составили «шестерку» (Личкун, Климов, Ковальский, Букин, Кирсанов, Ткаченко). Первый официальный показ в новом составе «Русские витязи» дали в сентябре 1996 года на гидроавиасалоне в Геленджике. «Витязи» возобновили и зарубежные выступления. В сентябре 1997 года российские летчики эскортировали лайнер президента Франции Жака Ширака. В следующем году блестяще выступили в Китае на авиасалоне «Эйр-шоу Чайна-98». Там российские пилоты демонстрировали «пятерку», «ромб» и сольную программу Ткаченко. Тот авиасалон стал последним для ветерана «Витязей» Владимира Ковальского. Он был вынужден оставить летную работу по состоянию здоровья, а его место в группе занял Ткаченко.
До трагедии 16 августа пилотажная группа состояла из гвардии полковника Игоря Ткаченко (ведущий и соло-пилот), гвардии полковника Игоря Шпака (выполняет полеты в качестве левого, хвостового ведомого и на встречный пилотаж), гвардии подполковника Виталия Мельника (левый ведомый), гвардии подполковника Андрея Алексеева (правый внутренний и внешний ведомый) и гвардии подполковника Олега Ерофеева (левый внутренний и внешний ведомый).