Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Минобороны сделает офицеров культурными

Минобороны представило программу защиты военнослужащих до 2020 года. Стратегия сделает российскую армию одной из лучших в мире, убеждены военачальники. Почему в лучшей армии «культурное обслуживание» офицеров важнее, чем их зарплата и жилье, Минобороны разъяснить не удалось.

Российское Минобороны подготовило программу по заботе о военнослужащих -- Стратегию социального развития Вооруженных сил России на период до 2020 года. План негласно назван руководством военного ведомства «порядок превращения российских Вооруженных сил в одну из пяти лучших армий мира».

Как рассказал в пятницу, выступая в Совете федерации, замминистра обороны генерал Николай Панков, в рамках программы в числе прочего подготовлен проект федерального закона по реформированию денежного довольствия военнослужащих. Этот проект «позволит повысить офицерские зарплаты до уровня привлекательности военной службы». Будут повышены и военные пенсии.

Деньги офицеров

Сейчас у российских офицеров зарплаты ниже, чем у машинистов и дворников, вступился за военных главный военный прокурор России Сергей Фридинский. По его словам, «денежное довольствие командира отдельного комендантского полка в Москве не в самой плохой части составляет 33% от зарплаты машиниста, его зама -- 37% от зарплаты водителя троллейбуса, а командир роты этого же полка получает денежное довольствие в размере 72% от зарплаты московского дворника».

С этим согласился спикер Совета федерации Сергей Миронов. «Может сложиться ситуация, при которой Вооруженные силы будут не способны решать свои задачи», -- обратил внимание он. Реализация новой социальной стратегии должна вернуть офицеру привилегированное положение в обществе, а самой армии -- возможность решать сложные боевые задачи. Но сам механизм воплощения в жизнь идей, заложенных в программу, вызвал у Миронова и его коллег сомнения.

«Реализация стратегии должна идти по следующим направлениям: увеличение денежного довольствия, решение жилищных проблем, улучшение медицинского и культурно-бытового обслуживания офицеров, -- разъяснил свою позицию Сергей Миронов, -- но в документе иная расстановка приоритетов. На первом месте почему-то культурное обслуживание, на предпоследнем -- офицерские зарплаты. Мне кажется, это неправильно».

По словам спикера, авторы программы обещают к 2020 году увеличить зарплаты офицерского корпуса на 25% и привести их в соответствие с нормами, принятыми на «гражданке». По мнению Сергея Миронова, этого мало: зарплаты военных надо увеличивать на 75%, а может быть, и на все 100%.

Глава Совфеда считает, что «в основу структуры денежного довольствия должны быть положены высокие должностные оклады с учетом звания и должности офицера». Повышение уровня благосостояния офицеров за счет денежных поощрений и надбавок не решает системной проблемы, а только увеличивает «негативные тенденции в армейской среде», отметил он.

Но больше всего спикера раздосадовало то, что все высказанные им идеи неоднократно обсуждались на заседаниях Совета федерации и даже поддерживались представителями Минобороны, но в стратегию так и не попали. О чем Миронов не преминул напомнить руководству Вооруженных сил.

Оптимизм начальства

Сами представители Минобороны настроены куда более оптимистично. По мнению Николая Панкова, в 2008 году Минобороны проделало «значительный объем подготовительной, организационной работы». В качестве примеров такой работы замминистра привел в первую очередь достижения в сфере военного образования и военно-медицинского обслуживания и лишь затем -- жилищного и денежного обеспечения военнослужащих.

Так, сообщил Панков, на военное образование Минобороны выделило 234 млн руб. Решение военно-образовательных задач генерал считает ключевым пунктом в превращении российской армии «в одну из ведущих армий мира».

В медицинской сфере замминистра обороны особо выделил принятие закона «О медико-психологической реабилитации военнослужащих», а также тот факт, что «вторая российская армия -- гражданский персонал Вооруженных сил» численностью более 800 тыс. человек «с этого года обслуживается в военно-медицинских учреждениях».

После этого замминистра перешел к самой интересной теме -- жилищного обеспечения, которая в 2008 году «стояла наиболее остро». «Раньше фонд военного жилья формировался в основном за счет реализации инвестиционных контрактов. Вокруг этих контрактов сформировался своеобразный бизнес, крутились всякие «серые» структуры, -- признал он. -- Сегодня мы восстановили прозрачность финансирования».

По словам Панкова, в этом году Минобороны провело два аукциона по продаже ведомственной недвижимости. Деньги, уточнил генерал, были направлены в федеральный бюджет, а затем на них были приобретены 802 квартиры. Среди прочих успехов в жилищной политике военного ведомства замминистра назвал и то, что ему с коллегами «удалось доказать в правительстве состоятельность наших жилищных программ, под реализацию которых из федерального бюджета был выделен дополнительно 21 млрд руб.».

Оптимизация Вооруженных сил

О том, как государство и Минобороны собираются решать проблемы офицеров, увольняемых из Вооруженных сил в рамках оптимизации структуры армии, военные и сенаторы практически не говорили. Руководитель департамента социальных гарантий военного ведомства Анна Кондратьева лишь сообщила, что при проведении оптимизации структуры армии будут осуществлены «социальные выплаты примерно 168 тыс. увольняемых военнослужащих».

В разговоре с корреспондентом Infox.ru Николай Панков отметил, что массовые сокращения офицеров не будут «обвальными» и «стихийными». «Мы завершили разработку ведомственной социальной программы военнослужащих, увольняющихся в запас. Оптимизация Вооруженных сил не разовая акция. Это работа, рассчитанная на несколько лет, причем ежегодно мы будем увольнять в запас не больше офицеров, чем в предыдущие годы. Речь идет о системной, плановой работе, рассчитанной и по деньгам, и по жилью, и по другим социальным параметрам», -- заявил он.

Полная версия