Депутаты не могут решить, как себя контролировать
За последний год вопрос о трудовой дисциплине депутатов возникал не раз. В конце концов на прогулы думских пленарных заседаний указал президент. Все фракции выражают озабоченность, каждая заявляет, что «нужно что-то делать». Но, как выяснилось, наказать депутата непросто. Доказать, что он в рабочее время занимался посторонними делами, практически невозможно.
Голосование «за себя и за того парня» -- общепринятая думская практика. Свободный график депутатов уже стал практически традицией, на которую смотрят как на данность. Вопросы трудовой дисциплины парламентариев поднимаются только «по особому случаю».
Первоначально таким поводом послужил демарш оппозиции. В октябре прошлого года три фракции, недовольные ходом и результатами прошедших региональных выборов, в знак протеста покинули зал заседаний. Инцидент был исчерпан уже через пару дней, но история получилась громкой. Вернувшихся бунтарей партия власти обвинила в прогулах. Председателя думского комитета по труду Андрея Исаева, затеявшего разговор о трудовой дисциплине оппозиции и ее ответственности перед избирателями, поддержал спикер Госдумы Борис Грызлов.
Оппозицию подобное заявление возмутило. Реакция на тему прогулов последовала не только от самих думцев, но и со стороны. Малоизвестный Забайкальский правозащитный центр отправил в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить соблюдение трудового законодательства в Госдуме. «Возникает вопрос: как все те годы, пока Грызлов возглавляет парламент, он не замечал полупустого зала? -- высказал позицию правозащитников директор центра Виталий Черкасов. -- Почему депутаты, в том числе и отъявленные прогульщики, получали одинаковую зарплату?».
В Думе сочли запрос правомерным. Все опрошенные Infox.ru депутаты признали, что проблема есть, решать ее надо. Главными прогульщиками оппозиция хором признала единороссов.
Депутат от «Справедливой России» Антон Беляков даже привел численный расклад: «Известное деление «восемь мест -- один дежурант» в партии власти присутствует. Единственное, чем руководствуется такой дежурант, бегающий между креслами и нажимающий на кнопочки, это справочкой: «По этому вопросу -- за, по этому -- против, по этому -- воздержались».
Член фракции ЛДПР Сергей Иванов признается, что некоторых коллег за три года работы ни разу не видел в зале заседаний. «Недавно был случай. Я, правда, так и не запомнил фамилию, появился депутат. Думаю: новый -- не новый? Пошел в «Единую Россию», спрашиваю: ваш? Те говорят: ну вроде наш. Человек пять спросил, шестой назвал фамилию», -- привел пример Иванов.
Радикальные меры, как всегда, предложили либерал-демократы. ЛДПР подготовила и внесла в Думу законопроект, просто решающий проблему: 20 пропусков пленарных заседаний -- и с депутатским мандатом можно попрощаться.
Остальные фракции, хоть и разделяют озабоченность дисциплиной на Охотном Ряду, к таким мерам в отношении себя не готовы. Единоросс Игорь Игошин предположил, что с принятием подобного закона «в первую очередь могут поредеть сами оппозиционные фракции». В «Справедливой России» предложили более мягкие способы борьбы за дисциплину. «Лишить на какое-то время слова, отказать в пользовании VIP-залом, не оплачивать авиабилеты бизнес-класса -- это так, навскидку», -- перечислил варианты лидер фракции Николай Левичев. Левичев считает, что нужно уходить от практики голосования «по карточке»: «Хочешь выразить свою позицию -- будь любезен приложить собственный палец».
С инициативой ЛДПР практически совпало высказывание президента. На апрельской встрече с лидерами думских фракций в Кремле Дмитрий Медведев сказал: «Меня удивляет картинка из зала заседаний Госдумы, когда там сидит 10-15% от списочного состава». Глава государства фактически дал задание: «Я обращаюсь ко всем партиям: и к партии, которая имеет «контрольный пакет», и к другим партиям. Надо что-то с этим делать. Это в конечном счете оскорбление тех, кто голосовал за партии».
Но до конкретных шагов дело опять не дошло. Парламентарии в очередной раз повозмущались и стихли.
21 мая телеканал «РЕН» показал сюжет о том, как Госдума голосовала за поправки, полностью запрещающие употребление алкоголя за рулем. В зале на момент голосования, говорилось в репортаже, присутствовали 88 депутатов. За закон в итоге поступило 449 голосов. Телекомпания в сюжете показала кадры, где видно, как несколько депутатов резво перемещаются между рядами, стараясь за отведенные на голосование секунды проголосовать с как можно большего числа мест.
Спустя четыре дня появилось заявление первого заместителя секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергея Неверова о том, что решение о включении действующих депутатов Государственной думы в предвыборные списки в 2011 году будет приниматься с учетом их посещений пленарных заседаний. Неверов дал понять, что фракция займется разработкой «жестких санкций по отношению к тем депутатам, которые не посещают пленарные заседания Государственной думы, начиная от лишения зарплаты за день прогула и вплоть до лишения депутатского мандата».
Но именно вопрос о том, что считать прогулом, в Думе самый сложный. Депутатская деятельность очень специфична: систематическое отсутствие на рабочем месте (то, за что обычных трудящихся увольняют по статье), оказывается, еще ни о чем не говорит. Помимо больничного листа у депутата может быть еще масса уважительных причин не участвовать в голосовании.
«С учетом того что многие депутаты вынуждены в силу тех или иных причин заниматься той же парламентской работой в то время, которое совпадает с пленарными заседаниями, жестко прописывать обязанность быть в зале вряд ли целесообразно. Иногда сложно отменить встречу с зарубежной делегацией, какое-то выступление в аудитории, беседу с экспертным сообществом», -- считает руководитель фракции КПРФ Иван Мельников. «Прогулы прогулам рознь. Бывают командировки, рабочие группы, рабочие встречи во время пленарных заеданий, -- разделяет мнение коммуниста депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева.
Так что, прежде чем дело дойдет до санкций, нужно еще придумать, за что именно наказывать. Можно только предполагать, какие «справки» понесут депутаты в отдел кадров, если контроль посещаемости все-таки будет налажен.