Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Эксперты: взорвать Ставрополь могли и исламисты, и русские националисты

За долгие годы расследования террористических актов в России следствие впервые в равной степени рассматривает две версии организаторов взрыва: исламских экстремистов и русских националистов. Должностные лица в официальных комментариях говорят о желании устроителей теракта подорвать межнациональное спокойствие в регионе, воздерживаясь от прямых обвинений в адрес боевиков или русских экстремистов. Разных мнений о возможных исполнителях теракта придерживаются и эксперты, опрошенные Infox.ru.

Взрыв самодельной бомбы произошел у Дворца культуры в Ставрополе перед концертом чеченского танцевального ансамбля «Вайнах -- гордость Кавказа». В списке погибших и пострадавших в результате теракта около половины составляют представители кавказских народов, остальные -- русские. В больницах оказались жители Ставропольского края, Чечни и Карачаево-Черкесии. Подрыв кафе -- это первый состоявшийся теракт в Ставрополье за долгое время. В этом регионе давно не проводились спецоперации, не было и крупных взрывов, хотя попытки предпринимались. Еще 7 мая в Ставрополе в кустах на улице Баумана была обнаружена граната. А в сентябре прошлого года оперативники успешно обезвредили взрывное устройство, заложенное в скворечнике на детской площадке. В действие самодельная бомба приводилась дистанционным способом.

Русские бомбисты

Русское националистическое движение имеет опыт успешного проведения терактов с использованием взрывчатых веществ. Результатом взрыва бомбы на Черкизовском рынке в августе 2006 года стала гибель 14 человек, пострадали около 60. После масштабных арестов членов различных групп в 2009 году специалисты ожидали снижения активности экстремистов. Но уже в апреле этого года неустановленные личности самодельными бомбами забросали временное общежитие гастарбайтеров из Таджикистана в Москве. Приоритетная версия следователей -- атака националистов.

У националистов есть все возможности для проведения подобных террористических актов, уверена заместитель директора информационно-аналитического центра СОВА Галина Кожевникова. Эксперт считает, что именно версия о причастности националистов к теракту в Ставрополе выглядит наиболее логичной. Так как взрыв произошел в преимущественно русском городе непосредственно перед концертом чеченского коллектива. А целями исламских террористов на Кавказе становятся в основном представители власти и силовых структур, пусть и этнически близкие террористам.

В России действует множество военно-патриотических клубов явно ультраправого характера, рассказывает Галина Кожевникова, в этих организациях отставные офицеры и участники боевых действий в Чечне, не прошедшие психологическую реабилитацию, ведут настоящую диверсионную подготовку. «Нет запретов на деятельность подобных клубов, а если долго вести подготовку, то рано или поздно мы получаем бомбистов» -- отмечает эксперт. Кожевникова поясняет, что наличие среди жертв людей русской национальности нисколько не смущает экстремистов. По ее словам, «они прямо заявляют, что на кавказский концерт могут пойти только кавказцы или предатели нации».

В пользу данной версии теракта говорит и совпадение дат. Три года назад Ставрополь был на грани масштабных межнациональных столкновений после крупной драки славянской и кавказской молодежи и убийства двух русских студентов. Тогда в городе был небывалый подъем националистических настроений, многие вспомнили, что Ставрополье неоднократно становилось мишенью кавказских террористов.

Сейчас в регионе действуют две крупные националистические организации: православной и языческой направленности -- Русский общенациональный союз и Союз славянских общин Ставрополья соответственно. Лидер последнего Владимир Нестеров неоднократно участвовал в различных мероприятиях, посвященных вопросам этнической напряженности, которые проводили представители городской администрации.

Сразу после теракта с главами ставропольских национальных диаспор встретились краевые власти. Как пояснил журналистам заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Ушаков, встреча произошла «во избежание уже знакомого ставропольцам (по событиям 2007 года. -- Infox.ru) сценария, когда после трагических событий активизируются «самодеятельные мстители». Чиновники обратились с просьбой «провести соответствующую работу с членами диаспор, направленную на недопущение эскалации насилия».

Кавказский след

«Убежден, что здесь именно северокавказский след», -- заявил главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Эксперт полностью исключает причастность русских националистов к ставропольскому теракту, так как, поясняет он, нынешний подрыв увязывается с всплеском террористической активности в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. По словам Коротченко, взрыв в Ставрополе -- это своеобразный «привет Рамзану Кадырову», который опекает культуру и спорт Чеченской республики. Другая цель, добавляет эксперт, -- недопущение взаимодействия русских и кавказских культур, которое могло бы сблизить народы.

Нанесен удар не просто по кавказскому региону, а по главному субъекту недавно образованного Северо-Кавказского федерального округа, напоминает директор Центра региональных исследований Ростислав Туровский. Новый федеральный округ -- в какой-то степени конкурент виртуальному объединению кавказских республик «Имарат Кавказ» (группировка признана Верховным судом РФ террористической организацией). Более того, со слов губернатора Ставропольского края Валерия Гаевского стало известно, что в ближайшие дни город планировал посетить полномочный представитель президента в СКФО Александр Хлопонин. Отчасти теракт адресован и чеченскому президенту Рамзану Кадырову, полагает Туровский, так как подрыв совершен перед концертом коллектива, представляющего современную пророссийскую Чечню.

После подрыва «Невского экспресса», взрывов в московском метро, многочисленных терактов в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии террористы вновь подтвердили свое намерение вынести боевые действия в различные регионы России. По мнению Игоря Коротченко, в борьбе с террористами нужна не только сила, но и мощная агентурная пиар-компания. Специалист привел в пример действия американцев в Ираке, где всему населению был представлен список разыскиваемых иракских лидеров в виде колоды карт, за помощь в нахождении которых давались значительные суммы. Такая мощная кампания принесла свои плоды: большинство «членов колоды» были обнаружены с помощью местного населения и сподвижников разыскиваемых.

Полная версия