Первый тур выборов нового президента Польши пройдет 20 июня, сообщил Infox.ru маршал польского сената Богдан Борусевич. Трагедия, произошедшая под Смоленском, наверняка повлияет на способ ведения избирательной кампании, но выборы нового главы государства, уверен политик, не скажутся на возникшем на фоне катастрофы улучшении отношений между Россией и Польшей.
21 апреля Польша должна официально назвать дату выборов нового президента страны. После авиакатастрофы под Смоленском наиболее вероятной датой называлось 20 июня. В беседе с корреспондентом Infox.ru маршал сената Польши Богдан Борусевич сообщил, что дата досрочных выборов главы государства будет согласована с оппозицией, так как «именно она потеряла своих кандидатов для выборов». «Согласно нашим консультациям, это будет наиболее возможно поздний срок, -- пояснил Борусевич, -- то есть 20 июня пройдет первый тур президентских выборов».
Прогнозы насчет грядущей кампании до сих пор публично не делал ни один польский политик. «У нас траур, и нужно отдать этому честь», -- такое заявление со стороны представителей власти страны звучало всю прошедшую неделю. Но то, что «катастрофа наверняка повлияет на способ ведения избирательной кампании», признавали все действующие политики, не отмечая, однако, как именно.
Результат грядущих выборов спрогнозировать сложно и самим полякам, и международным экспертам. В самолете с президентом Качиньским под Смоленском погиб экс-министр обороны Польши и наиболее вероятный кандидат в президенты от объединенных левых сил Ежи Шмайдзинский. Кто сейчас консолидированно выступит от оппозиции, пока не ясно. Некоторые эксперты предполагают, что это мог мы сделать брат погибшего президента Ярослав Качиньский (вопрос его участия в выборах, по некоторым данным, должен решиться в эту субботу). Специалисты отмечают, что рост симпатии к нему как к оппозиционеру может возникнуть во многом за счет народного сочувствия.
До трагедии наиболее вероятным кандидатом от правящей партии «Гражданская платформа» считался спикер польского сейма (нижняя палата парламента) Бронислав Коморовский, к которому после катастрофы Ту-154 под Смоленском перешла обязанность временно управлять страной. Будет ли он теперь баллотироваться как единый кандидат от партии власти, пока также не понятно.
Российско-польские отношения
В любом случае, заверил корреспондента Infox.ru Богдан Борусевич, политический процесс, происходящий сейчас в Польше, никак не скажется на российско-польских отношениях. Наоборот, уверен политик, после реакции российских властей на происшедшую трагедию атмосфера заметно улучшилась, и «есть надежда, что это будет постоянный эффект». После катастрофы под Смоленском Польша уже не раз выразила признательность России на сочувствие и помощь. Представители страны высказали слова благодарности, написав соответствующее обращение к странам мира, отдельно выделив в документе Россию.
Кроме того, Польша намерена не отменять заявленного участия в торжествах 9 мая. «Наше присутствие на Параде Победы на Красной площади 9 мая этого года будет таким, каким планировалось», -- подтвердил Борусевич.
На фоне происшедших событий многие российские эксперты даже заговорили о возможности пересмотра Россией позиции по Катынскому делу. Родственники убитых под Смоленском польских офицеров уже не первый год добиваются правды в российских судах, но вопрос о реабилитации расстрелянных офицеров и признании преступления против Польши в России так и не был решен, и сейчас родственники убитых в Катыни поляков ждут рассмотрения своей жалобы в Европейском суде по правам человека.
ЕСПЧ после запроса польских граждан, как сообщила Infox.ru адвокат родственников расстрелянных офицеров Анна Ставицкая, поставил перед российским правительством ряд вопросов. Буквально накануне катастрофы Ту-154 под Смоленском Белый дом, по данным адвоката, ответ отправил. Но, по сведениям Ставицкой, российские власти выступили тогда с «отрицательной позицией, то есть против реабилитации и всех доводов, которые высказаны в жалобе родственников расстрелянных поляков». Однако сейчас даже среди некоторых представителей российской власти негласно высказывается мнение о том, что какие-то подвижки по Катынскому делу «должны произойти».
Будет ли это касаться вопроса реабилитации или же разрешения в доступе польской стороны к архивам, которые до сих пор были неизвестны, а может быть, всего в совокупности – пока не известно.