Москва
3 января ‘25
Пятница

«Катынское дело» вернулось на место событий

В среду премьер-министр России Владимир Путин и глава правительства Польши Дональд Туск прибудут в Смоленск, где примут участие в мероприятиях, посвященных 70-летию трагических событий в Катыни. Расстрел в 1940 году польских офицеров наглядно показывает непростое отношение российской власти к истории государства. Спустя 70 лет после трагедии родственникам убитых военных так и не удалось реабилитировать их в российских судах.

«Катынское дело» портит российско-польские отношения не первый год. Пять лет подряд родственники расстрелянных офицеров пытаются добиться в российских судах признания того, что массовое убийство поляков у поселка Катынь Смоленской области было политическими репрессиями. Принципиальный вопрос (сумма компенсации иска символическая – 1 евро) так и не разрешился. В то же время сейм Польши также не первый год требует от России признать случившуюся трагедию геноцидом в отношении поляков.

Во время Второй мировой войны, в 1939 году, советские войска захватили в плен 240 тыс. польских военнослужащих. Более 14 тыс. офицеров (рядовым служащим красноармейцы позволили разойтись по домам) были переправлены на территорию СССР. Далее их следы пропали. В 1943 году немцы, оккупировавшие Смоленскую область в ходе наступления, обнаружили массовые захоронения в Катынском лесу. Тогда же Третий рейх собрал в Катыни международную комиссию специалистов судебной медицины, которая дала заключение о причастности к расстрелу польских офицеров органов НКВД. Руководство СССР этот факт не признало, списав информацию на антисоветсткую пропаганду со стороны Германии (в то время немецкие войска оккупировали западные районы страны).

После освобождения Смоленска отработавшая в Катыни «специальная комиссия по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров» сделала вывод: офицеров расстреляли немцы, когда оккупировали этот район Смоленской области. После 1945 года в социалистической Польше официально признавалась именно эта советская версия трагедии. О «Катынском деле» заговорил спустя много лет первый президент СССР Михаил Горбачев. Он передал списки военнопленных Польши президенту Войцеху Ярузельскому. Следующий шаг сделал Борис Ельцин: он предоставил президенту Леху Валенсе копии документов, в которых описана судьба офицеров, погибших на территории СССР.

Факт того, что НКВД в 1940 году расстрелял польских офицеров, Россия официально признала. Опубликована записка с подписями «за» Сталину от Берии о расстреле военных (по свидетельствам историков, в апреле-мае 1940 года по решению Политбюро ВКП(б) и личному приказу Сталина были расстреляны почти 22 тыс. польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР). Проведено расследование: 14 лет Главная военная прокуратура РФ разбиралась в обстоятельствах «Катынского дела». Расследование включило в себя допрос более 900 свидетелей, около 18 экспертиз и эксгумацию более 200 тел. В деле 183 тома, из которых 116 содержат сведения, составляющие гостайну. Было установлено точное количество лиц, которые содержались в лагерях, -- более 14,5 тысячи. Установлен факт гибели 1803 человек (из числа военнопленных), идентифицированы личности только 22 человек.

Но вопрос о реабилитации расстрелянных офицеров и признании преступления против Польши так и не был решен. Родственники убитых польских офицеров не смогли добиться этого в российских судах и сейчас ждут рассмотрения своей жалобы в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ, как сообщила Infox.ru адвокат родственников расстрелянных офицеров Анна Ставицкая, поставил перед российский правительством ряд вопросов. Ответ Белый дом уже отправил. Причем, по данным Ставицкой, в ответе ЕСПЧ российские власти выступили с «отрицательной позицией, то есть против реабилитации и всех доводов, которые высказаны в жалобе родственников расстрелянных поляков».

Так что, по мнению Ставицкой, встреча Владимира Путина и Дональда Туска вряд ли что-то принципиально изменит в «Катынском деле». Она напомнила: «Российский суд уже вынес решение, что реабилитировать никого не надо, равно как и допускать родственников польских офицеров к делу». «Что сейчас может изменить премьер, мне сложно сказать. Если только извинится за наши судебные органы. Если это произойдет, буду считать, что чудеса существуют,-- добавила Ставицкая. -- Я, конечно, надеюсь, но не очень-то в это верю».

Впрочем, в Польше к встрече в Катыни относятся с большим оптимизмом. Приезд Путина в Катынь демонстрирует «новую тенденцию в российской исторической политике», считает генсекретарь польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник. «Сам факт, что премьер Российской Федерации Владимир Путин приедет в Катынь и почтит память жертв катынской трагедии, – это огромное событие», -- добавил Пшевозник, отметив, что «это место для нас поляков является святым».

«Далее важны практические шаги, -- цитирует Пшевозника РИА «Новости», -- чтобы мы получили доступ к архивам, которые до сих пор были неизвестны, но являются значительными и важными для выяснения судеб всех людей, которые пали жертвами коммунистической системы. Это касается также и жертв катынского преступления».

Полная версия