Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Удары чем-то тяжелым из-за угла трудно квалифицировать как дискуссию»

Прошедший в Кремле Госсовет, впервые посвященный политическому развитию России, заставил региональных чиновников задуматься над стратегией дальнейшего поведения. Губернаторский корпус услышал несколько внушений и от президента, и от премьера сразу. Своей интерпретацией посланий руководства страны с Infox.ru поделился губернатор Алтайского края Александр Карлин.

-- Александр Богданович, на прошлой неделе в Кремле прошло заседание Госсовета, где было озвучено несколько явных политических внушений. Каков был главный посыл, по вашему мнению?

-- Каждый вынес свое суждение. Я для себя вынес следующее, и, по крайней мере, такую позицию внятно транслировал и Дмитрий Анатольевич, и Владимир Владимирович: в целом базовые институты политической системы России определены. С одной стороны -- Конституцией. С другой стороны, по крайней мере, последнее десятилетие велась последовательная работа по более эффективному выстраиванию этих институтов. Для меня как для профессионального юриста понятно, что эта работа касается системы законодательной власти, потому что без адекватной нормативно-правовой базы на федеральном, региональном уровнях нельзя говорить об эффективном функционировании власти, экономики, социальной сферы.

В этом процессе важно уловить общественные настроения и потребности. Для этого, собственно, партийные инструменты и существуют. Дальше -- тема исполнения принятого законодательства. Например, в целом идея парламентского контроля, которую высказывает Сергей Михайлович (Миронов, спикер Совета федерации. -- Infox.ru), у меня не вызывает никакого отчуждения. Я считаю, что это институт, который оправдан и уже апробирован во многих государствах. Но, как мы все знаем, дьявол кроется в деталях. Поэтому этот институт можно, с одной стороны, по-разному выстроить и по-разному использовать тоже. Можно использовать как инструмент политических разборок, каких-то пиар-акций, а можно выстроить и как институт эффективного воздействия парламента на процедуры исполнения законов.

Что касается избирательной системы, я считаю, она у нас сформирована в целом в соответствии с теми принципами, которые исповедует большинство цивилизованных политических систем. Я не говорю, что эта система является идеальной и в написанном виде, но и что касается практического исполнения, то здесь тоже есть вопросы. Но вопросы должны быть транслированы конкретно. Претензии, если они у кого есть, должны быть предъявлены адресно, с соблюдением процедур.

-- Одной из рекомендаций со стороны президента стало явное пожелание губернаторскому корпусу превращения из «кабинетных чиновников» по сути в политиков, то есть людей, которые все-таки общаются и обращают внимание на избирателей. Вы согласны с этим? С тем, что в России губернаторы стали сугубо чиновниками?

-- Я не буду оценку президента подменять самооценкой. Президент сказал это. А мы должны работать, учитывая те приоритеты, которые для нас выстраивает президент. Я хочу сказать о другом. Когда различные политические силы, партии например, правильно улавливают настроения и потребности людей и адекватно реагируют, то мы получаем более внятный результат. Вот, например, онкоцентр (который был открыт в крае накануне. -- Infox.ru) назван с определенным смыслом («Надежда». -- Infox.ru). Он адресован не только пациентам, он адресован в том числе и чиновникам, и законодателям… У нас медики-лоббисты в законодательном парламенте расходятся по разным фракциям, и, когда дело касается вопросов здравоохранения, они сплачиваются в единую монолитную группу -- и попробуй им возрази.

-- Еще один тезис. С одной стороны, президент на Госсовете говорит о необходимости дискуссии, с другой -- премьер заявляет о недопустимости «украинизации» страны...

-- На самом деле, я считаю, эти высказывания дополняют одно другое. Да, дискуссия должна быть. Без дискуссии нет политической жизни. Но как дискуссия ведется? Я считаю, она должна вестись цивилизованно и, скажем так, удары чем-то тяжелым из-за угла трудно квалифицировать как элемент политической дискуссии. Поэтому, когда Дмитрий Анатольевич говорил, что дискуссия должна быть, я с ним абсолютно согласен. А когда Владимир Владимирович назвал известный тезис, я считаю, это касается того, какими методами участники дискуссии работают. Средства -- это один аспект, но самое главное, что обеспечивает эту дискуссию. Если дискуссия преследует только одну цель -- унизить оппонента, -- это не политическая дискуссия.

-- Сейчас в Бийске у вашей партии довольно скандальная ситуация складывается на предстоящих выборах мэра города (против действующего мэра города Анатолия Мосиевского в конце 2009 года было заведено уголовное дело, сейчас Мосиевский идет на выборы как самовыдвиженец: бийские единороссы отказались поддержать однопартийца, в то время как краевое руководство партии также не стало выдвигать Мосиевского, но рекомендовало его поддержать на выборах). Будет ли от партии все-таки единый кандидат?

-- Кандидаты уже определились. «Единая Россия» свою позицию высказала. Я не хочу подменять собой структуры регионального отделения партии. Ситуация действительно непростая, но я бы не стал ее катастрофически драматизировать.

-- В Республике Алтай, где в марте пройдут выборы регионального заксобрания, после прошедшего Госсовета, где Борис Грызлов озвучил мысль о целесообразности объединения субъектов, возобновились протестные настроения. Ранее вы выступали сторонником объединения Республики Алтай с Алтайским краем, что вы думаете сейчас по этому поводу?

-- Понимаете, в этих вопросах мы должны быть абсолютно деликатны и очень точны в терминологии. Я говорил и говорю, что объединяться или не объединяться -- это неотъемлемое право населения региона. Ему, и только ему, населению, это право принадлежит.

Полная версия