Терроризм повысил спрос на броневики
Бронированная техника -- обязательное условие для работы различных силовых структур России, от Минобороны и ФСБ до Федеральной службы охраны. Производители броневиков кризиса и не заметили -- заказов стало только больше. Причина тому -- рост террористических угроз, особенно на Северном Кавказе. Как из обычных автомобилей делают броневики, наблюдала съемочная группа Infox.ru.
Участившиеся подрывы и обстрелы транспорта в регионах Северного Кавказа подняли спрос на бронированные автомобили различных моделей. Часто закупаются машины со скрытым бронированием, чтобы автомобиль не выделялся из транспортного потока. Так, Следственный комитет России приобретает защищенные «УАЗы» «Патриот» и «Волги» модели Siber, а Главное автобронетанковое управление Минобороны заказало бронированный микроавтобус «ГАЗ» (гибрид «Газели» и «Валдая»). По словам технического директора корпорации «Защита» Михаила Ладыгина, «рынок броневых автомобилей специфический, такие машины были и будут нужны».
Сейчас компания-производитель предлагает бронирование шестого класса. Этот уровень защиты сопоставим с броней БТР. Такая машина может выдержать выстрел из 20-миллиметрой пушки и удар бронебойно-зажигательной пули снайперской винтовки Драгунова (СВД). Сборка бронированного автомобиля занимает в среднем около трех недель. Но перед установкой брони производятся тщательные расчеты, чтобы, став защищенным, транспортное средство сохранило скоростные качества. «Необходимо сохранить пулестойкость брони, -- поясняет инженер-конструктор, -- и при этом не выйти за предельно допустимую массу автомобиля».
Бронированию подвергается и техника с сугубо гражданскими функциями: заказы поступают от МЧС, аварийных служб и даже от Росатома. Такие автомобили приобретаются компаниями, работающими на Северном Кавказе. В случае сборки техники, предназначенной для боевых операций, бронемодуль изготовляется отдельно. Своеобразная капсула варится из листов брони и имеет угловатую форму (это снижает действие ударной волны). В готовом виде военный грузовик не сразу примешь за бронеавтомобиль. Делается это специально, чтобы противник заранее не знал, какое оружие использовать для удара. По словам производителей, такая техника уже применяется в Чечне, Дагестане и Ингушетии. И чаще всего машины выдерживают нагрузки, указанные в техническом задании заказчика.
Российскую продукцию приобретают и иностранные заказчики. Армейские машины закуплены Сирией, Узбекистаном, Казахстаном и Индонезией. Уже в следующем году бронированные «УАЗы» появятся и в индийской армии. А в ближайшее время «Скорпионы» (с повышенной вместимостью) отправятся в одну из африканских стран, пока пробные образцы.
Бронирование автомобиля -- вещь дорогая. В зависимости от класса защиты стоимость машины может возрасти в несколько раз. Но в России все больше силовых и гражданских структур закупают бронеавтомобили, и похоже, цена заказчиков не смущает.