Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Невский экспресс» уводит следы в сторону

Силовики уверены: трагедия «Невского экспресса» -- профессионально организованный теракт. Но кто его исполнители и заказчик, еще предстоит выяснить. Эксперты, опрошенные Infox.ru, расходятся во мнениях: одни уверены, что след ведет на Кавказ, другие подозревают, что подрыв «Невского экспресса» позволит радикальным националистам найти щедрых «инвесторов».

Следствие по делу о подрыве «Невского экспресса» уже обладает данными о предполагаемых террористах. Но от заявлений, раскрывающих вероятных заказчиков теракта, следствие на первоначальном этапе традиционно воздерживается. Пока можно только предполагать, кому был выгоден теракт на Октябрьской железной дороге.

Прежде всего проводится аналогия с подрывом «Невского экспресса», происшедшим летом 2007 года. Тогда, как и сейчас, первоначально подозрения пали на националистов. Но в ходе расследования заочные обвинения в организации теракта, изготовлении и установке взрывного устройства были предъявлены бывшему военнослужащему Павлу Косолапову, который до сих пор находится в розыске. Заказчиком того теракта, по версии правоохранительных органов, выступал Доку Умаров.

Кавказский след

Нынешний взрыв организован куда более профессионально, чем предыдущий. Кроме того, схему закладки взрывного устройства по методу двойного подрыва увязывают именно с кавказским следом. По мнению профессора центра «Взрывоустойчивость» Адольфа Мишуева, «почерк преступников, устроивших этот взрыв, идентичен с почерком людей, подорвавших «Невский экспресс» в 2007 году». «И можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что это сделали те же люди, которые не забыли учесть и свои прошлые ошибки», -- заявил он Infox.ru.

«Корни надо искать на Северном Кавказе, -- придерживается этой же позиции главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. -- Взрыв мог быть организован как крупным полевым командиром, так и автономной группой». «Уничтожение известных боевиков -- дело важное, но терроризм это не искоренит, -- добавляет собеседник Infox.ru. -- Главная проблема -- экономика. Безработица, коррумпированность местных силовиков и органов власти и то, как федеральный центр закрывает на это глаза, будут подпиткой для терроризма».

Меркантильные националисты

Впрочем, отбрасывать версию о том, что теракт был организован радикальными националистами, преждевременно.

«Практически на том же месте, с тем же составом, практически на правительственной трассе (в пятницу и в понедельник это наиболее оживленная трасса, по которой из Москвы в Петербург двигаются правительственные чиновники) совершен теракт», -- напоминает руководитель Центра политической информации Алексей Мухин. По смыслу он направлен против действующей власти, но, как считает эксперт, «почерк, совокупность действий, некоторые тактические признаки говорят о том, что действовали доморощенные террористы -- возможно, с консультацией со стороны профессионалов». «Почерк как раз говорит о причастности к этому теракту ультранациональных группировок российского происхождения», -- уверен он.

По мнению Мухина, у теракта не было определенных целей -- речь идет о «раскрутке одной или нескольких ультраправых группировок, потому что психологический эффект от этого акта очень велик».

Эксперт не исключает, что террористы не будут открыто отстаивать свою причастность к взрыву: «В этой среде брать на себя ответственность совершенно не обязательно. Для того чтобы получить финансирование из разных источников, достаточно некоторых доказательств того, что группа причастна к теракту, и их не нужно будет опубликовывать в прессе». «Полагаю, что в основе все-таки лежат материальные преференции, если покопаться и абстрагироваться от политического эффекта», -- добавил собеседник Infox.ru.

Теракта не было

Однако остается и еще одна версия трагедии. Несмотря на заявления официальных лиц, эксперты не исключают, что на самом деле теракта вовсе не было.

«Теракт -- только одна из версий, -- говорит заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. -- И почему если теракт, то сразу кавказский след? Было немало случаев, когда серьезные террористические акты совершались и националистическими группировками. Почему если это теракт, то взрыв был в прошедшую пятницу, а не когда в Петербург ехали делегаты на съезд «Единой России»?»

«У меня нет полной уверенности, что это теракт», -- добавляет президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. Он не исключает версию техногенной катастрофы, связанной с критическим износом железнодорожного полотна и нарушением правил эксплуатации, «в частности, связанной с тем, что новые скоростные поезда пускаются по старым рельсам без модернизации железной дороги как таковой».

«Ясно, что оглашение версии о техногенной катастрофе крайне не выгодно ни ОАО РЖД, ни следствию. Формирование в обществе представления, что небезопасен даже такой святой участок, как железнодорожная трасса Москва--Петербург, по которой регулярно ездит огромное количество представителей правящей бюрократической и бизнес-элиты, может посеять панику и вызвать большие сомнения в нынешнем состоянии российской инфраструктуры», -- признает Белковский.

Именно поэтому, по его мнению, была «так поспешно объявлена версия о теракте». «Именно поэтому сразу нашлись какие-то несуществующие националистические группировки, взявшие на себя ответственность, именно поэтому откуда ни возьмись на месте теракта обнаружено второе взрывное устройство, которое сначала никто не заметил, -- добавляет собеседник Infox.ru. -- У меня нет информации, которая подтверждала бы, что это техногенная катастрофа, но целый ряд косвенных признаков указывает именно на нее».

В РЖД эту версию категорически отвергают.

Полная версия