Взрыв «Невского экспресса» выгоден противникам курса Дмитрия Медведева, считают политологи. Это первый крупный теракт в Центральном регионе России, совершенный во время его президентства. Эксперты спорят, выдержит ли президент надежд столкновение с реальной угрозой.
Взрыв «Невского экспресса» стал первым резонансным терактом в Центральном регионе России за последние годы. Это первый масштабный теракт, с которым пришлось столкнуться Дмитрию Медведеву во время своего президентства. Некоторые эксперты усматривают цель террористов как раз в том, чтобы ухудшить позиции нынешнего лидера страны.
По мнению президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, политические предпосылки теракта могут быть самыми разными, они могут восходить как к террористическому подполью Северного Кавказа, так и к новым видам террористических групп, не связанных с исламским фундаментализмом. Но в любом случае, по мнению политолога, это был «социальный террор», направленный не против конкретных политических деятелей (во время крушения поезда погибли два высокопоставленных чиновника -- глава Росавтодора Сергей Тарасов и глава Росрезерва Борис Евстратиков. -- Infox.ru), а против общества в целом. Цель террористов -- в росте социальной напряженности, считает политолог.
«Все, кто желает провала стратегии Дмитрия Медведева, прямо или косвенно заинтересованы в росте напряженности. В таких случаях могут возникать даже временные коалиции из террористов и номинально не террористических политических сил», -- сказал политолог в разговоре с корреспондентом Infox.ru. Насколько план террористов удастся, зависит от действий самого руководителя государства.
Пока именно Дмитрий Медведев наиболее активно реагирует на трагедию на Октябрьской железной дороге. Во всяком случае, он чаще других политиков упоминается в информационном пространстве России. Об этом свидетельствуют данные компании «Медиалогия», которая по просьбе Infox.ru составила рейтинг упоминаемости и цитируемости Дмитрия Медведева, Владимира Путина и руководителя ФСБ Александра Бортникова в СМИ по теме взрыва «Невского экспресса» за последние три дня.
В первом рейтинге учтены все статьи, в которых упоминались эти политики, во втором -- материалы, в которых приводились их цитаты. Исследование показало, что реже всего в статьях на эту тему вспоминали Владимира Путина. За последние три дня Медведев упоминался в 825 статьях, посвященных трагедии «Невского экспресса», Александр Бортников -- в 352, а Владимир Путин -- в 232. Рейтинг цитируемости показал, что премьер-министр почти не комментирует проблему. Судя по данным «Медиалогии», по теме «Невский экспресс» президента страны процитировали в 161 статье, главу ФСБ -- в 83, а Владимира Путина -- в 11. Причем все цитаты пришлись на понедельник, до этого сообщений со словами премьер-министра не было.
Эксперты не видят в этом ничего необычного. Руководитель Центра политической информации Алексей Мухин отметил, что информационная стратегия Медведева после взрыва поезда отчасти повторяет традицию Владимира Путина: максимум комментариев -- со стороны правоохранительных органов, контролирующих ход следствия; высшие лица страны лишь раздают распоряжения. «Такое сочетание дает очень хороший терапевтический эффект на общественное сознание, -- объяснил Алексей Мухин. -- В критической ситуации люди больше доверяют «врачам», чем сторонним наблюдателям. А если бы президент выступил с трагическим сообщением, это имело бы эффект второй разорвавшейся бомбы, уже информационной, и, возможно, посеяло бы панику в обществе».
Владимир Путин обходит тему трагедии стороной неспроста. По мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, премьер-министр никогда не любил комментировать неприятные темы. «Мы помним логику его поведения в трех основных кризисах его эпохи: катастрофа подлодки «Курск», захват заложников в Театральном центре на Дубровке и в Беслане -- во всех этих трех ситуациях Путин фактически залегал на дно и появлялся в информационном пространстве тогда, когда кризис уже был разрешен, -- напомнил Белковский. -- Думаю, и сейчас он не испытывает никакой потребности выходить на авансцену для неудобных вопросов, которые могут быть адресованы и ему тоже. Будь то теракт или техногенная катастрофа, вопросы будут адресованы именно к тем восьми с половиной годам, когда Путин занимал президентский пост».
В то же время директор Института международной политической экспертизы Евгений Минченко считает, что трагедия «Невского экспресса» нанесет очередной удар прежде всего по имиджу правоохранительных органов. «Все последние события: Евсюков, Дымовский с его многочисленными последователями, истории с людьми, избитыми милиционерами, -- показывают, что нужны кардинальные реформы», -- заявил политолог. Рейтинг Медведева зависит уже от того, сможет ли он как-то повлиять на ситуацию.
«Медведев заявил себя как президента-надежду, -- считает политолог. -- Он заявил видение будущего. Он выдал некие авансы, и их надо будет оправдывать. Думаю, критический момент для Медведева настанет следующей осенью. К этому моменту ему надо будет представлять какие-то конкретные результаты. Это будет критическая точка его имиджа, останется ли он президентом надежд или станет президентом свершения».
Борьба с терроризмом и коррупцией должна стать основным направлением работы из всех многочисленных планов, которые Медведев заявил во время послания федеральному собранию, уверен политолог.