Москва
9 ноября ‘24
Суббота

«Власти не пойдут по пути закручивания гаек»

После резонансных терактов российские власти нередко идут по пути закручивания гаек или масштабных кадровых перестановок. Взрыв в «Невском экспрессе», по мнению экспертов, не должен привести к очередному ужесточению законодательства, а вот вопрос об отставках может быть открыт.

Власти в России и в мире реагируют на крупные теракты, чтобы, прежде всего, не показать слабость перед лицом общества. И хотя по масштабам взрыв «Невского экспресса» несравним с Бесланом или «Норд-Остом», эта трагедия стала первым терактом на территории Центральной России за последние годы. В августе 2007 года террористы атаковали тот же «Невский экспресс», но тогда обошлось без жертв, а теракты с тех пор в основном происходили на территории Северного Кавказа.

Опыт резонансных терактов показывает, что власти могут действовать по-разному. Например, после терактов 11 сентября 2001 года США начали две войны – в Афганистане, а затем в Ираке. Теракты в Мадриде, напротив, привели к тому, что в Испании сменилось правительство, которое вывело войска из Ирака.

Закручивание гаек

В России события обычно разворачиваются по-иному. После захвата заложников на Дубровке в 2002 году российские власти попытались провести серьезные законодательные ограничения для работы СМИ, которые трактовались наблюдателями как попытка давления на свободу слова. В качестве повода послужила попытка телекомпании НТВ показать кадры штурма здания с заложниками прямо во время трагических событий. Этот факт с негодованием упомянул даже Владимир Путин во время встречи с руководителями центральных каналов, хотя на самом деле НТВ показало кадры уже после начала трагических событий. Президент, правда, реакционные поправки заветировал, но на НТВ, которое активнее других телеканалов обсуждало «неудобные» вопросы по поводу штурма здания на Дубровке, после этого стали происходить серьезные перемены.

Куда более масштабной была реакция руководства страны на трагические события в Беслане. Именно в сентябре 2004 года Владимир Путин инициировал, а затем и провел серьезную реформу политической системы страны, в результате которой были отменены прямые выборы губернаторов и существенно ограничены возможности оппозиции. Причем Владимир Путин откровенно подал все эти меры, которые эксперты трактовали как «закручивание гаек», в качестве ответа на трагедию в бесланской школе №1.

В данном случае наблюдатели надеются, что политика Дмитрия Медведева, который до сих пор пытался, скорее, либерализовать законодательство, не будет походить на действия властей в предыдущие годы. «В 2004 году теракт был использован как повод для задуманных изменений, сейчас никакого ужесточения власти вроде бы не планируют», -- считает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. «У меня нет ощущения, что власти пойдут по пути закручивания гаек», -- говорит член Общественной палаты Николай Сванидзе.

При этом все эксперты указывают на то, что в данном случае власти действуют открыто и спокойно. «Мне кажется, что пока действия вполне рациональные. Видна большая открытость и нет никакой истерики, как это было в 2007 году, когда после терактов стали арестовывать лимоновцев», -- считает директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «У меня есть ощущение большей информационной открытости по сравнению с прошлыми событиями, – согласен Борис Макаренко. -- Спасательная операция организована лучше: мы видим работу и отчеты не только силовиков, но и гражданских служб и министерств. У меня это вызывает большую удовлетворенность».

Отставки

Нельзя исключать того, что действия президента будут отличаться еще в одном направлении – в кадровой политике. Дмитрий Медведев идет на отставки высокопоставленных чиновников, в том числе силовиков, куда чаще, чем Владимир Путин.

Последний раз эксперты отмечали это после недавних событий в Ульяновске, когда после повторных взрывов глава государства показательно уволил ряд высокопоставленных военных чиновников. До этого после драмы в супермаркете «Остров», когда майор Евсюков убил трех человек, был вынужден уйти в отставку глава столичного ГУВД Владимир Пронин.

При Владимире Путине отставки происходили куда реже – например, даже в Ингушетии, где в течение ряда лет теракты происходили постоянно, руководство было сменено только совсем недавно – уже при новом главе государства.

«У меня есть ощущение, что президента подталкивают к неким решениям по МВД, -- считает политолог Георгий Бовт. -- Но вот согласится ли президент с этой тенденцией или нет, пока непонятно».

Большинство экспертов считают, что пока серьезных перестановок не произойдет. «Строго говоря, это вопрос того, кто виноват, – я не думаю, что кто-то обвинит в трагедии РЖД. И пока президент вряд ли будет готов менять руководство спецслужб», -- подчеркнул Михаил Виноградов.

Полная версия