Европа уходит из мировой политики
Евросоюз не собирается превосходить себя в ближайшем будущем. Европа устала и постепенно уходит с арены ключевых политических игроков мира. Такой вывод после выборов первого президента Евросоюза сделал председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов.
Европа больше не хочет большой политики, уверен Сергей Караганов. По его мнению, России на фоне таких изменений европейской стратегии угрожает сейчас одно -- стать «младшим братом Китая». Все идет к этому, заявил эксперт на 5-м Всероссийском конгрессе политологов и добавил, что в таком случае «хотелось бы, чтобы Россия стала хотя бы сильным младшим братом».
-- Сергей Александрович, на выборах первого президента Евросоюза победил не самый заметный кандидат -- бельгийский премьер-министр Херман ван Ромпей. Как вы оцениваете итоги этих выборов?
-- А каковы сейчас тенденции развития внутри ЕС?
-- В Евросоюзе сейчас происходит медленное усиление малых и средних стран и стран Восточной Европы. Что делает ЕС относительно более слабым игроком на мировой арене. Европа продолжает путь великолепного увядания Венеции, но все же нужно помнить, что Евросоюз -- выдающееся достижение человечества. ЕС создает, и довольно успешно, очень гуманную и комфортную постъевропейскую, постчеловеческую цивилизацию.
-- По вашему мнению, Европа «дезертирует» с мировой политической арены…
-- Да. Я не знаю, когда этот процесс закончится. Может быть, никогда. А начался он в начале 1990-х годов, когда было принято несколько ошибочных решений -- например, создание единой европейской политики. Это привело к созданию политики по низшему европейскому знаменателю.
Но тогда не было очевидно, что Европа хочет уходить. Европа, наоборот, возвращалась, и казалось, что уход от конфронтации развяжет ей руки. Потихонечку сейчас начинают проявляться ранее не обсуждаемые явления -- сейчас Европа устала от того, чтобы быть мировым игроком. 500 лет лидерства и две мировые войны сломали ей хребет.
Кстати, одна из причин разногласий между Россией и Европой заключается в том, что Европа делает ставку на soft power (мягкая власть, сила. -- Infox.ru) , а мы на hard power (жесткая власть. -- Infox.ru), потому что у нас другой нет. Но самое главное, что у России, несмотря на страшную историю, не сломан исторический хребет. Мы боремся, хотя при этом и разворовываем страну.