Партии получили по 6,5 часа эфира
Центризбирком изучил результаты мониторинга эфирного времени парламентских партий, представленного холдингом ВГТРК. Согласно данным комиссии, за месяц на каждую партию пришлось примерно четыре часа теле- и около двух с половиной часов радиоэфира. Член ЦИК Майя Гришина в интервью Infox.ru сделала вывод, что методика себя оправдала.
-- ВГТРК объявила предварительные результаты учета эфирного времени и сделала выводы о том, что «все ровно». Вы согласны?
-- Нам официально пришли из ВГТРК данные на рассмотрение -- достаточно большой объем информации, около 300 листов, с учетом того что по каждому региону идет отчет, а не только по общероссийскому теле-, радиоэфиру. Я подтверждаю заявления ВГТРК о том, что по общероссийскому теле-, радиоэфиру констатируется примерно равный объем освещения всех четырех парламентских партий. Объем времени довольно значительный. По телевидению это по каждой партии чуть меньше четырех часов освещения, по радио -- чуть больше двух с половиной часов. Вся остальная информация будет чуть позже, ее подробно рассмотрит рабочая группа.
-- Коммунисты уже успели заявить, что вели свой альтернативный подсчет времени и что у них результаты другие.
-- Они же сами объявили, что учитывали время по другой методике, и, насколько я слышала на прошлой неделе, они же говорят, что смотрят не только ВГТРК, но и другие телеканалы. Мы здесь с ними в спор вступать не можем, потому что закон говорит: ЦИК контролирует и вообще сам закон распространяется только на ВГТРК.
-- Есть ли возможность, что рано или поздно под мониторинг попадут и другие СМИ? Например, «Первый канал»?
-- Относительно перспектив и прогнозов лично мое мнение: все-таки рано их строить, в том смысле что наш законодатель хочет, видимо, получить опыт в этой сфере. А опыт он получит по результатам, например, нескольких месяцев. В любом случае решение по данному вопросу будет принимать именно законодатель.
-- ВГТРК считала время, параллельно с ними свой учет вели нанятые ЦИК два мониторинговых центра. Этого достаточно для точности результатов?
-- Работа центров касается ряда региональных центров ВГТРК. Дело в том, что если общероссийский эфир видят все, то региональный -- нет. У ВГТРК более 90 подразделений, которые самостоятельно выпускают свои продукты. По закону они также должны в равной степени освещать деятельность парламентских партий. Поэтому помимо ВГТРК нам эти две организации отчитывались и по ряду регионов -- центрам федеральных округов минус Москва плюс Калининград.
-- А по вашим личным впечатлениям, если вы смотрели и слушали эфир ВГТРК, каковы результаты проверки на равное освещение работы парламентских партий?
-- В выборочные включения в те моменты, когда, я знаю по сетке, происходят выпуски новостей, я видела информацию о разных партиях. У меня такое впечатление, что закон соблюдался.
-- К сентябрю специальная рабочая группа утвердила список ключевых слов, по которым происходил предварительный отсев материалов для учета. Это были официальные названия партий. Был ли как-то расширен этот список?
-- Вопрос изучался о дополнительных ключевых словах, проговаривали это с представителями ВГТРК, и они заверили, что в принципе используют официальные названия партий, и действительно, практика это показала. Выборочный контроль показал, что они и в титрах, и в словах дикторов используют те названия, которые были включены в список. Это полные и краткие наименования партий, утвержденные в их уставах. Они позволяют журналистам именовать партии согласно их уставам без каких-либо сленговых выражений.
-- Внутри рабочей группы, куда входят и представители ЦИК, и ВГТРК, и партий, были ли какие-то разногласия по этому поводу? Многие говорили, что в список ключевых слов сленговые обозначения все-таки надо включить.
-- Ни один из представителей партий к нам по этому поводу не обращался, хотя все документы были направлены всем членам рабочей группы еще до момента начала учета эфира, и они могли внести свои изменения.
-- Схема учета эфирного времени для парламентских партий себя оправдала?
-- Применение этой схемы на практике оказалось очень трудоемким, с другой стороны -- полезным, когда ВГТРК в целом имеет возможность предметно и четко контролировать свою информационную политику в этом плане. Поэтому первые мои впечатления -- методика работает.