Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Дума кардинально переписывает закон о СМИ

Госдума значительно перерабатывает закон о СМИ. Работа над пакетом поправок завершится к весне будущего года. Но уже сейчас понятно: взять под тотальный контроль интернет парламентарии не решатся.

Госдума разрабатывает поправки в базовый документ российской прессы -- закон о СМИ. Он был принят в 1991 году, и, как поясняют его авторы, за это время в стране многое изменилось, поэтому многие формулировки в законе морально устарели. Документ ждет приличная правка -- изменения вносятся в 57 из 62 статей (на данный момент поправки вылились в текст на 64 машинописных страницах).

Что именно

Кто отвечает за поправкиДля корректировок положений закона о СМИ в мае этого года была создана специальная рабочая группа (от фракции «Единая Россия»), куда вошли и члены Совета федерации, Общественной палаты и Союза журналистов.

«Редактура» затрагивает самые разные аспекты, но главное -- те, которые касаются морали и нравственности в медиапространстве. Так, вводится норма о недопустимости использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний и для разглашения тайны; закон предполагается снабдить запретом пропаганды терроризма (а также подстрекательства к теракту, осуществления экстремистской деятельности, пропаганды незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, либо их аналогов, пропаганды идей насилия и жестокости, иных человеконенавистнических идей). При этом в случае использования СМИ для пропаганды терроризма или подстрекательства к теракту суд вправе прекратить выпуск издания при наличии одного письменного предупреждения регистрирующего органа (согласно действующему закону, прекращение выпуска издания возможно после трех предупреждений).

Предлагаемые единороссами поправки законодательно определяют понятие «эротика» в СМИ (как систематически распространяющиеся сообщения и материалы, предназначенные для формирования у аудитории сексуальных образов, эксплуатирующие интерес к сексу как таковому). По задумке парламентариев, закон потребует от СМИ перед началом передачи со сценами эротического характера предупреждать о нежелательности их просмотра лицами до 16 лет. Продажа продукции СМИ эротического характера в розницу будет допускаться только в запечатанных прозрачных упаковках в специально предназначенных для этого помещениях. В эти помещения, уточняют думцы, запрещается доступ лиц до 16 лет, и они могут быть расположены не ближе пятисот метров от школ и дошкольных учреждений, молодежных центров и мест религиозных обрядов. Реклама эротических изданий может размещаться только в СМИ эротического характера. Помимо этого, парламентарии, наконец, юридически объяснят, что такое порнография. По определению законодателей, это «натуралистическое, циничное изображение полового акта и детализированная демонстрация обнаженных гениталий человека в процессе сексуального контакта, имеющие целью возбуждение сексуальных инстинктов у неопределенного круга лиц вне какой-либо художественной либо просветительной цели».

Интернет как цель

С законодательным вмешательством в глобальную сеть думцы пока не спешат. Инициативы, касающиеся интернета, вызывают ожесточенные споры не только в медийном сообществе, но и среди самих парламентариев. Напомним, что одна из самых заметных дискуссий развернулась вокруг инициативы сенатора Владимира Слуцкера. В феврале этого года он обещал вскоре представить законопроект, который ввел бы принудительную регистрацию для всех сайтов рунета, чье суточное число уникальных посетителей превышает тысячу. По мнению Слуцкера, это должно заставить интернет играть «по цивилизованным правилам». Сенатор развернул широкую кампанию за дополнительную ответственность для сайтов после скандала с журналистом Олегом Лурье. (По версии следствия, журналист пытался получить со Слуцкера и его жены около $80 тыс. за отказ от публикации в интернете компрометирующих их материалов). Однако тогда сенатора не поддержала председатель комиссии Совета федерации по информационной политике Людмила Нарусова. Она, в частности, заявила, что «ни в Совете федерации, ни в нашей комиссии такой законодательной инициативы нет». «Более того, эта законодательная инициатива не имеет никакого отношения к комиссии по информационной политике», -- уточнила Нарусова.

Этой осенью рабочая группа думской фракции «Единая Россия», которая занимается работой над поправками в закон о СМИ, заказала Международному исследовательскому институту разработку концепции отдельного проекта закона, который поможет регулировать интернет. В конце октября директор МИИ Астамур Тедеев представил план концепции документа. Судя по тексту, который оказался в распоряжении Infox.ru, автор разделил отношения в сети на гуманитарные и экономические. Основной упор делается именно на вторую категорию -- отношения, которые включают в себя интернет-коммерцию и банковские услуги. Как настаивает Тедеев, им уже давно необходима правовая база. Что же касается свободы слова и государственной политики в интернете, то, по мнению разработчика концепции, необходим баланс публичных и чиновничьих интересов. Тедеев утверждает, что в интернете не может быть полного саморегулирования, но не должно быть и жесткого контроля со стороны государства.

Как пояснил Infox.ru один из авторов существующего закона о СМИ Михаил Федотов, депутаты и сенаторы давно хотят принять специальный закон об интернете, но еще в ходе обсуждения концепции стало понятно, что внедрение такого документа должно занять немало времени. Во всяком случае, уверен Федотов, весной будущего года такой закон на рассмотрении нижней палаты парламента не появится. Тем более что «законотворчество не требует спешки», отметил он. С Федотовым согласен и первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. По его словам, готова только «дорожная карта», наметки, по изменению законов в области интернета, так как «писать такой закон очень сложно, много возникает разных вопросов». Пока законодатели обещают лишь ускорить борьбу со спамом. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерий Комиссаров. Но как думцы намерены оградить интернет-пользователей от нежелательной рекламной рассылки, пока не известно.

Полная версия