Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Победа оппозиции исламский Иран не изменит

Пересчет 10% случайно выбранных бюллетеней подтвердил победу на президентских выборах действующего главы государства Махмуда Ахмадинежада. Новый подсчет голосов проходил без свидетелей от оппозиции. Но главное уже не в голосовании, а в факте колоссального раскола в иранском обществе, считает Евгений Сатановский.

Наблюдательный совет Ирана пересчитал 10% бюллетеней, поданных в разных провинциях в ходе голосования на выборах президента страны. Как сообщают местные СМИ, новые данные подтвердили результат двухнедельной давности: победил действующего президента Ахмадинежад. Представители оппозиционных сил отказались присутствовать при пересчете голосов. А главный соперник Ахмадинежада Мир-Хосейн Мусави еще на прошлой недели в интервью газете «Каламех» заявил, что ни при каких условиях не прекратит борьбу за права граждан Ирана.

По официальным данным Наблюдательного совета Ирана, нынешний президент Ахмадинежад одержал победу на президентских выборах в первом туре, получив 62,63% голосов избирателей. Его главный соперник Мир-Хоссейн Мусави набрал 33,75%. Бывший председатель иранского меджлиса Мехди Каруби и экс-командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Мохсен Резаи получили вместе чуть больше 2% голосов.

Эти результаты не устроили значительную часть населения страны, которая вышла на демонстрации. Уличные акции протеста разгонялись при помощи полиции и «народной милиции» -- корпуса Аль-Басиджи. В ходе столкновений, по разным данным, ранены десятки человек, несколько демонстрантов погибло, до 500 арестовано. По подозрению в организации беспорядков были задержаны сотрудники британского посольства, имеющие иранское гражданство. Часть арестованных уже отпустили. Но премьер-министр Соединенного Королевства Гордон Браун сделал заявление, в котором потребовал освобождения всех служащих британского представительства.

Новые столкновения

28 июня в Тегеране была разогнана разрешенная демонстрация оппозиции. Шествие не было запрещено, так как формально поводом для акции стала годовщина гибели председателя Верховного суда Ирана аятоллы Моххамада Бехешти, погибшего в результате теракта в 1981 году. Но на прошедшей демонстрации звучали антиправительственные лозунги, и полиция применила силу для разгона манифестантов. Жители иранской столицы, имеющие доступ в интернет, сообщают, что крупные стычки происходили у мечети Габа и здания парламента. У блогеров появлялась информация и о масштабных протестах в городе Керманшах.

По словам директора Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, у оппозиции широкая социальная база: «На улицу выходят студенты, бизнесмены, преподаватели университетов и даже духовенство». В первые дни демонстраций главным лозунгом вышедших на улицу людей был «Где мой голос?» -- граждане Ирана возмущены беспрецедентным масштабом фальсификаций в день голосования. Сейчас же многие участвуют в уличных акциях, выкрикивая «Смерть диктатору», наличие жертв среди манифестантов только подогрело оппозиционный настрой сторонников Мусави. При этом столкновения не носят этнического характера, считает Евгений Сатановский, хотя Мир-Хосейн Мусави по национальности азербайджанец.

Раскол в элите

В Исламской республике Иран духовенство играет одну из ведущих ролей в управлении государством. Противостояние развивается не только между светскими политиками, но и среди религиозных деятелей. И в духовном центре Куме, и в совете экспертов есть сторонники и Мусави, и Ахмадинежада. Бывший глава иранского парламента аятолла Каруби принял участие в избирательной кампании, посещает акции протеста и активно призывает власти отменить итоги выборов и провести повторное голосование.

Серьезное соперничество наблюдается между Высшим руководителем Ирана (рахбаром) Али Хаменеи и бывшим президентом Ирана (1989-1987) Али Хашеми Рафсанджани (эксперты отводят ему роль покровителя Мусави). Председатель совета экспертов Рафсанджани имеет конституционные возможности сместить Хаменеи с занимаемой должности.

Как полагает Евгений Сатановский, в Иране сложилась уникальная ситуация: «За либерализацию и вестернизацию выступают под зелеными исламскими знаменами, а за консервацию принципов исламской революции ратуют сторонники персидского национализма».

Мусави как альтернатива

Мир-Хоссейн Мусави был последним премьер-министром Иранской республики (до упразднения этого поста) в 1981-1989 годах, в трудный для страны период войны с Ираком. Мусави -- часть политического истеблишмента Ирана, далеко не новый человек в иранской политике. Именно при нем и с его участием формировалась нынешняя вертикаль власти в Иране.

В случае победы Мусави, Иран будет вести более умную политику, полагает Сатановский. Но, как считает собеседник Infox.ru, «изменится тактика, но не стратегия». Иран продолжит наращивать свое влияние в регионе. «Мусави будет постоянно улыбаться в общении с Западом, -- считает Сатановский, -- и с улыбкой на устах продолжит создание ядерной бомбы».

Новая революция

В Иране создано новое революционное движение, полагает Евгений Сатановский. По его словам, примерно так же начиналось свержение шаха. Сейчас для смещения действующего режима есть два главных фактора: раскол в элите и пролитая кровь. «Мы не знаем, сколько точно времени займет свержение власти, -- размышляет эксперт, -- но процесс уже необратим».

Полная версия