Во вторник в Думе начались дебаты молодых парламентариев. Представители четырех крупнейших партий собрались вместе, чтобы поспорить о будущем политической системы России. В состав каждой делегации вошли депутаты Госдумы и региональные политики. Условие одно – участники должны быть не старше 35 лет.
Инициатором дебатов формально выступила «Единая Россия» -- на официальном думском сайте мероприятие значится как проводимое фракцией. Но, похоже, у единороссов, для которых дебаты – явно не самый любимый жанр, просто не оставалось выбора. Президент Дмитрий Медведев уже неоднократно заявлял о том, что публичные дискуссии необходимо проводить.
В связи с этим некоторые участники дебатов не преминули припомнить Борису Грызлову, лидеру фракции «Единой России» в Госдуме, его высказывание «парламент – не место для дискуссий». Спикеру пришлось в очередной раз отречься от собственных слов: «Вы ошиблись. Я говорил, что Дума -- не место для политических баталий», -- пояснил Грызлов. И, чтобы окончательно снять подозрения в недемократичности, добавил, что под баталиями понимает исключительно рукоприкладство.
Межпартийные дебаты в Госдуме прошли, скорее, по схеме «выступление – вопросы». Лидеры четырех парламентских партий, несмотря на несоответствие возрастному цензу, тем не менее, решили выступить перед своими коллегами с программными речами. После чего участникам так называемых дебатов разрешалось задать несколько вопросов.
Выступление Бориса Грызлова запомнилось его заявлением о необходимости «увеличивать присутствие членов партии в правительстве». Иначе, объяснил Грызлов, с некоторыми министрами (например, с Алексеем Кудриным) бывает сложно договориться.
При этом, добавил спикер Госдумы, «не следует отходить от схемы, когда есть парламентское большинство в Госдуме на базе одной партии и есть министры, которые тоже члены партии», и что тандем Медведев-Путин – «это идеальная для нас сейчас ситуация», и «дай Бог другому государству жить в такой же системе».
Бориса Грызлова с темой необходимости партийной принадлежности министров сменил Геннадий Зюганов с речью про величие России. Лидер КПРФ говорил о бескрайних просторах, природных богатствах и национальной идее. Не забыл вспомнить о собственной тяжелой трудовой юности. В ходе ответов на вопросы Зюганов пообещал скорый народный бунт по причине «неэффективных и абсолютно бессовестных» действий правительства в кризис и выразил готовность «быть во главе народного протеста со своей антикризисной программой».
Участники дебатов спросили Зюганова, 14 лет стоящего во главе Компартии, и о возможном преемнике на посту председателя ЦК КПРФ. Он похвалил своих молодых коллег, перечислил с десяток малоизвестных фамилий и сказал, что «партия готова к обновлению, в том числе и на самом высоком уровне».
От Зюганова эстафету выступления принял Владимир Жириновский. Лидер ЛДПР по традиции хвалил свою партию и ругал прочих. За что получил вопрос от одного из делегатов «Единой России»: «Владимир Вольфович, вы всегда говорите, что думаете или вас иногда заносит?». «Не заносит, -- ответил Жириновский. – Я выражаюсь бытовым языком, чтобы вам было понятно».
Встреча с лидером «Справедливой России» Сергеем Мироновым, в отличие от общения с другими партруководителями, прошла вне стен Госдумы. Для встречи с главой «эсеров» участникам дискуссии пришлось перейти на место его второй работы -- в Совет федерации. Председатель Совфеда Миронов сразу предупредил – тут всякая политическая деятельность запрещена. Поэтому, тут же пообещал Миронов, в выступлении будет говориться об устройстве государственной власти, а про партию и политику – после, в ответах на вопросы. После чего собравшиеся фактически прослушали лекцию о полномочиях депутатов и сенаторов, механизме их избрания. Слушая выступление лидера «эсеров», гости стали обсуждать между собой, что пересказывать учебник обществоведения старшей школы залу, добрую половину которого составляют сами депутаты Госдумы и региональных парламентов, – лишнее.
Среди вопросов к спикеру Совета федерации одним из первых прозвучал вопрос о политической самостоятельности «Справедливой России». Миронову пришлось в очередной раз находить доводы в пользу того, что его партия принципиально отличается от КПРФ и «Единой России». В оппозиционность «эсеров» по отношению к партии власти многие так и не поверили, хотя Миронов, судя по его речи, явно готовился к подобному вопросу и ловко лавировал между критикой «ЕР» с одной стороны и декларированием преданности руководству страны с другой.
По признанию самих участников межпартийной политической дискуссии, собственно обсуждения и не получилось. По мнению большинства молодых депутатов, все прошло слишком гладко и организованно. Впрочем, парламентарии собираются продолжить дебаты в четверг. Участникам предстоят три раунда дискуссии на три темы: роль партий в политической системе, партработа в регионах и будущее российской политической системы. Выяснять отношения молодые политики будут уже между собой, без помощи и давления партийных тяжеловесов.