Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Кремль определил опасности на 11 лет вперед

Стратегия нацбезопасности, выпущенная вдогонку к стартовавшей военной реформе, должна стать основой военной доктрины России. «Потенциальный противник» в документе не обозначен, но одним из самых опасных процессов названа глобализация НАТО. Военным поручено мониторить военно-политическую ситуацию в соседних странах и укреплять границы с Грузией, Украиной, Казахстаном и Азербайджаном.

В рамках «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» Россия «будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений». Подписанный Дмитрием Медведевым документ определяет развитие государства практически по всем сферам, немало внимания уделено и вопросам обороны. Помимо ожидаемых приоритетов заявлены и новые задачи обеспечения безопасности России.

Союзники и противники

В первую очередь стратегия подтверждает традиционное стремление России к многополярному миру. В документе говорится о намерении налаживать сотрудничество и с Западом, и со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), и с государствами СНГ (в этом направлении большое внимание уделяется работе в рамках Договора о коллективной безопасности). При этом открыто говорится: российским национальным интересам угрожает дальнейшее продвижение НАТО на восток и придание военному блоку глобальных функций.

Для объединения усилий в обеспечении стабильности и благополучия в Европе Россия выступает с предложением о Договоре европейской безопасности. Москва придерживается своих позиций в отношении недопустимости развертывания противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе. Россия выступает с инициативой о заключении нового договора о Сокращении наступательных вооружений.

В стратегии национальной безопасности не употребляется фраза «потенциальный противник», но имеется четкое определение основных военных угроз, к которым относятся: политика зарубежных стран, направленная на наращивание военного потенциала (в том числе стратегических ядерных сил), одностороннее формирование глобальной ПРО и милитаризация околоземного космического пространства. В стратегии есть и прямые выводы от результатов войны с Грузией. Теперь, чтобы избежать эскалации конфликта, российские военные будут осуществлять масштабный мониторинг военно-политической ситуации в соседних государствах.

Предусматривается модернизация Российских вооруженных сил, создание качественно нового облика российской армии. Речь идет о повышении количества частей постоянной боевой готовности, совершенствовании организационной структуры и системы территориального базирования. В среднесрочной перспективе (до 2015 года) должен быть завершен переход на единую систему заказов на приобретение и разработку военной техники для нужд армии.

Границы

Важным аспектом принятой стратегии является формирование пограничных комплексов на границе с четырьмя бывшими советскими республиками: Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном.

На фоне югоосетинского конфликта укрепление границы с Грузией выглядит логичным, но и усиление пограничных территорий с другими странами СНГ также необходимо, считает директор института политического и военного анализа Александр Шаравин. Собеседник Infox.ru не считает военную составляющую главной в этой идее. По его мнению, обширная граница с Казахстаном сейчас абсолютно не прикрыта, а с учетом близости Афганистана Россия не может оставить это направление открытым для наркотрафика и бандформирований.

«Дружественная граница также должна быть защищена», -- отметил Шаравин. В случае с Украиной «границы вообще нет как таковой». Сейчас только идет процесс делимитации (определение на карте) границы, а потом предстоит демаркация (определение границы на месте). На это могут уйти долгие годы.

Документ отражает и стремление России закрепить за собой богатые на ресурсы территории в Арктике и на Дальнем Востоке. Эти земли объявляются зоной национальных интересов России.

Значение

Стратегия национальной безопасности – важный документ для развития государства и осуществления военного строительства в частности. Правда, этот документ был подготовлен и утвержден уже «вдогонку» к начатой военной реформе.

Впрочем, Александр Шаравин считает, что подписанная стратегия все же гораздо лучше той, что была выпущена девять лет назад. В частности, в нынешнем варианте предусмотрена возможность корректировки стратегии в случае меняющейся обстановки. Теперь, после определения стратегии общей, должна быть опубликована и военная доктрина.

Полная версия