Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Чиновники без чувства юмора

Время, когда Россия и мир переживают большие трудности, лучшее для сатиры, уверен художник Михаил Златковский. Правда, считает известный карикатурист, ее расцвета страна в ближайшее время не дождется -- слишком близко к сердцу воспринимают критику российские чиновники. Съемочная группа Infox.ru отправилась в гости к одному из самых талантливых карикатуристов мира и увидела то, что не хочет видеть власть.

Карикатура в России переживает не лучшие времена. Правда, искусства ироничного рисунка на злобу дня коснулся скорее не финансовый кризис, а нелюбовь российской власти показаться в «невыгодном свете». Сейчас такое чувство только усугубилось, уверен художник Михаил Златковский.

Корреспонденту Infox.ru карикатурист показал неопубликованные или увидевшие свет только за рубежом рисунки, которых у художника накопилось довольно много. «Я бы с большим удовольствием рисовал хоть по десять рисунков о власти ежедневно, но их все равно никто не опубликует. И так думаю не только я, но и все мои коллеги», -- говорит Златковский. Художник также расстроен, что многие его друзья, которые когда-то активно рисовали, сейчас сидят без работы.

Кризис карикатурного творчества (а точнее его восприятия) в России на самом деле продолжается уже долго. В России слишком серьезно относятся к таким рисункам, говорит Михаил Златковский. «Во многом это можно объяснить отсутствием изобразительной культуры у нас в стране. Мы не Германия и не Польша, где гравюра всегда была естественным украшением всей жизни и сатира в изображении существовала с XII-XIII века», -- объясняет художник. Вторая причина, по его словам, самая серьезная: «Визуальное изображение для российского менталитета – это сакральное состояние. Мы идем от иконы, у нас возникновение светской живописи очень позднее. Ну и, конечно, не надо забывать 70-80 лет советской власти, когда ничего нельзя было рисовать», -- говорит Златковский.

Тем не менее удачные времена для сатирической живописи были, и не раз. Любые перемены, изменения в стране и мире, как правило, дарят художнику свободу творчества, уверен карикатурист. «Во время перестройки в воздухе буквально носилась мысль «можно», -- вспоминает Златковский. -- Если бы не перемены в стране, я бы вряд ли стал рисовать карикатуры на Горбачева. Я был первым и единственным, кто его рисовал в течение полутора лет, что считаю чистой случайностью». «Мои коллеги некоторое время ко мне присматривались, посадят или нет, -- смеется художник. -- Не посадили, и вот после этого пошло огромное количество рисунков: и с портретным сходством, и с изображением серпа и молота…»

«Лучшими днями» художник называет и времена президентства Бориса Ельцина. «Мне рассказывали, что он буквально рвет все эти карикатуры, -- улыбается Златковский. -- Но его помощники ему говорили: нельзя, Борис Николаевич, у нас же демократия».

На Западе отношение власти к карикатуре такое же, как и в России, – «издевательские картинки» против самого себя никто не любит. Правда, при этом Европа и Америка карикатуру не запрещает, а наоборот, использует в своих целях. В качестве примера Михаил Златковский приводит свою любимую историю: «Де Голль чудовищно ненавидел карикатуры на себя -- со своими длинными ножками, большим животиком -- и предпринимал любые совершенно усилия для того, чтобы просто уничтожить все. Но вот ему надо было идти на второй срок, на президентство, и умная пиар-команда сказала: нет, точно проиграем, есть единственный способ – надо очень полюбить карикатуру на самого себя. И де Голль вдруг объявил публике, что очень любит, более того, все карикатуры на себя собирает, -- рассказывает художник. -- И прямо в момент выборов он на свои собственные деньги, на деньги комитета издал двухтомник «Лучшие карикатуры мира» и выиграл».

Полная версия