Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Кризис не остановил пожертвования

Финансовый кризис -- повод не отчаиваться, а придумывать и реализовывать новые подходы к благотворительности, уверена исполнительный директор благотворительного фонда В. Потанина Наталья Самойленко. По ее словам, период финансовых неурядиц -- это время для творческих людей, способных переосмыслить существующие механизмы благотворительности и создать новые, более подходящие современным условиям.

Благотворительность в сети

Благотворительность в интернете совсем не новое явление. С развитием мировой сети все крупные благотворительные организации обзавелись сайтами, чтобы проще и быстрее доносить информацию до людей. В 1998 году в рунете появился первый сайт, созданный активистами с целью способствовать делу благотворительности, -- «Помогите спасти детей!» (deti.msk.ru). Здесь публикуется информация о больных детях, срочно нуждающихся в дорогих операциях или платном лечении. Следом начали появляться и другие интернет-ресурсы. Некоторые из них сейчас живут самостоятельной жизнью, почти без внимания модератора: каждый посетитель может оставить просьбу о помощи, и деньги ему переправляются напрямую, без посредников.

С развитием социальных сетей, блогов и сообществ острая необходимость в таких досках объявлений отпала: каждый нуждающийся может создать свой блог, в котором он будет просить о помощи, общаться с людьми, выкладывать, например, справки и чеки, рассказывать о ходе лечения. Не обязательно просить за себя, многие просят за тех, за кого некому больше это сделать, -- за детей-сирот или бездомных. Таким образом, в сети появляются новые благотворительные фонды. Принципиальное отличие профессиональных благотворительных организаций от тех, которые существуют только в глобальной паутине, в том, что «профессионалы» в основном принимают средства от бизнес-компаний, а интернет-фонды обращаются за помощью к частным заинтересованным лицам, желающим помочь.

Деньги через интернет

В условиях кризиса частные пожертвования часто оказываются более жизнестойкими, чем пожертвования от крупных компаний. Например, в благотворительном фонде «Подари жизнь» (основан актрисами Чулпан Хаматовой и Диной Корзун), бюджет которого на 75% состоит из частных пожертвований, руководство организации отмечает, что количество взносов от компаний остается таким же, как раньше, но суммы уменьшаются. При этом частные лица продолжают жертвовать, и их количество растет. Взносы могут быть небольшими, от 100 руб., но именно такие пожертвования, по словам директора фонда Галины Чаликовой, от явно небогатых людей идут непрекращающимся потоком и в итоге складываются в приличные суммы. Средняя сумма пожертвования от частного лица приблизительно 1600 руб.

Хорошую помощь в развитии благотворительности, по мнению Чаликовой, оказывают блогеры, которые пишут о нуждающихся в помощи детях. Директор фонда убеждена: «Если какой-нибудь из наших блогеров напишет о каком-то конкретном ребенке, можно быть уверенным: средства на помощь ему будут собраны».

Интернет-фонд «Помоги.орг», созданный известным блогером Антоном Носиком, к помощи посторонних интернет-пользователей прибегает не так часто. В фонде, рассказала корреспонденту Infox.ru финансовый директор Мила Шахматова, работают всего четыре человека, и регулярно пополнять блог организации некогда и некому. Хотя, заметила Шахматова, если фонд просит Антона Носика в своем «ЖЖ» написать о проблеме какого-то ребенка, следующие три-четыре дня наблюдается всплеск пожертвований. В среднем взнос ЖЖ-пользователя составляет $20-30, так же как и взносы обычных благотворителей.

В фонде «Помоги.орг» признают: в целом пожертвований стало меньше. Если в январе это было еще незаметно, то в феврале количество взносов сократилось приблизительно на 40%. Раньше, когда объявлялся сбор средств для конкретного ребенка, фонд получал деньги даже сверх требуемой суммы, поэтому излишек переправляли другому малышу, также нуждающемуся в помощи. Сейчас, констатировала Шахматова, подобных «переборов» не бывает. Сотрудники фонда надеются, что ситуация улучшится, когда еще более упростится способ оплаты через интернет. Сейчас процент средств, поступающих через платежные системы в интернете, -- 40%, а через банки -- 60%. Сотрудники фонда рассчитывают, что после введения новой системы оплаты это соотношение изменится.

В целом, отмечают эксперты, уже с прошлого года в России наблюдается заметный рост частных пожертвований. В Союзе благотворительных организаций России отмечают, что более эффективным стал сбор пожертвований в торговых центрах, магазинах и развлекательных комплексах: если в 2007 году эти пожертвования составляли 1,88% от общей суммы всех собранных средств, то в 2008-м -- уже 5,17%. В 2008 году более чем в десять раз (по сравнению с предыдущим годом) увеличилась общая сумма пожертвований через интернет.

Кризис -- время для волонтеров

Сегодня принцип «Время -- деньги» действует уже не так безоговорочно, как раньше. Работы и денег стало меньше, а времени, соответственно, больше. Многие люди, хоть и не готовы помогать материально, бездействовать тоже не хотят.

По данным благотворительного фонда «Поделись теплом», с конца января 2009 года количество людей, которые хотят быть волонтерами, увеличилось приблизительно на треть. Кроме того, все больше добровольцев предлагают помочь вещами. «Мы были очень удивлены: люди все чаще сами звонят, предлагают быть волонтерами. Давно такого не было», -- заявляет президент фонда Мария Кузьминова. Директор фонда «Подари жизнь» Галина Чаликова подтверждает: «Да, волонтеров стало больше, изменилось их количество примерно месяц назад. Мы создали волонтерскую группу в Морозовской детской больнице. Причем серьезно выросло профессиональное волонтерство, когда люди помогают не только своими руками и временем, но и своими знаниями. Например, юристы бесплатно дают нам советы, а парикмахеры-волонтеры накануне 8 Марта развеселили наших подопечных и их мам, сделав им красивые прически».

Полная версия