Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

МАК: двигатели Як-42 вышли на взлетный режим, но возникла сила торможения

Самолет Як-42 с ярославским «Локомотивом» на борту смог оторваться от ВВП только на 5-6 метров. Уже известно, что двигатели при взлете действовали штатно, они вышли на взлетный режим, но в какой-то момент что-то стало замедлять самолет. Специалисты начали исследования тормозной системы.

Разбившийся в начале сентября под Ярославлем среднемагистральный самолет Як-42, на котором летели игроки местной хоккейной команды «Локомотив», смог оторваться от земли только на 5-6 метров. Об этом сообщает Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Комитет публикует результаты полевого этапа расследования катастрофы самолета Як-42 RA 42434 и расшифровки средств объективного контроля. Согласно этой информации, взлетная масса и центровка самолета не выходили за допустимые пределы; перед началом разбега закрылки самолета были установлены на 20 градусов (взлетное положение), стабилизатор -8.7 градуса на кабрирование, что соответствует расчетной центровке 24-25 % САХ.

«Перед взлетом экипаж дважды провел проверку всех каналов управления самолетом, включая канал руля высоты, руль высоты отклонялся штатно. Максимальное зафиксированное отклонение руля высоты на кабрирование 21 градус, что соответствует конструктивному упору. Последняя проверка была выполнена за 1 мин 40 секунд до начала разбега», – уточняет МАК.

Экипаж, по данным комитета, принял решение о взлете «на номинальном режиме работы двигателей». «Предварительное моделирование показало, что до скорости ~165 км/ч темп разгона самолета соответствовал фактически установленной тяге двигателей», – уточняет МАК в своем сообщении.

Подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 км/ч. Руль высоты был отклонен на кабрирование до значений 9-10 градусов (примерно половина хода), но роста угла тангажа не произошло. Через 6 секунд двигателям был установлен взлетный режим работы. «В дальнейшем, несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения», – говорится в отчете технической комиссии и уточняется, что «фактическая величина дополнительной тормозящей силы будет установлена по результатам математического моделирования и натурного эксперимента, который планируется провести на самолете-аналоге в ЛИИ им. Громова».

Исследования тормозной системы начаты 16 сентября.

«Согласно крокам места авиационного происшествия, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП-23 после отклонения руля высоты на 13-14 градусов и перекладки стабилизатора до 9.5 градусов на кабрирование. После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка, а также интенсивный рост угла тангажа до 20 градусов за 2-3 секунды. Максимальная высота, которую набрал самолет – 5-6 метров, – сообщает МАК. – В дальнейшем последовало интенсивное кренение самолета влево и его столкновение с препятствиями и землей».

Техническая комиссия отрабатывает все возможные версии появления дополнительной силы торможения на разбеге и причин, по которым самолет не смог своевременно произвести отрыв от ВПП, уточняет МАК.

Самолет Як-42, на борту которого находились хоккеисты ярославского «Локомотива», упал в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем днем 7 сентября, в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта. На борту находились 45 человек – 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Выжил только один человек – это бортинженер Александр Сизов, он находится в тяжелом состоянии. Несколько дней врачи боролись за жизнь хоккеиста Александра Галимова, но в понедельник стало известно, что он скончался.

Полная версия