Автомобиль теряет свое значение как признак высокого статуса, а поездки за границу и недвижимость за рубежом, напротив, ценятся все больше. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса ВЦИОМ.
Главным символом высокого статуса для россиян является хорошее жилье (51%), констатирует результаты опроса ВЦИОМ в пятницу. К числу наиболее значимых атрибутов престижа относятся также возможность приобретения недвижимости за рубежом (30%), возможность отдыха за границей, финансы для обеспечения хорошего образования детей (по 28%), сама способность купить квартиру (23%) или дачу (22%), наличие автомобиля (21%) и возможность получать качественное медицинское обслуживание (18%).
Наименьшее значение имеют такие признаки, как наличие дорогой мебели и бытовой техники (10%) и возможность посещения дорогостоящих мероприятий (8%).
За последние годы произошла некоторая инфляция ценности большинства главных признаков престижа и статуса, отмечают социологи. Понизили свое значение хорошее жилье (с 55 до 51%), возможность дать детям хорошее образование (с 37 до 28%) и наличие автомобиля (с 27 до 21%). Зато большую ценность приобрели поездки за границу (с 23 до 28%), возможность покупки загородного дома (с 12 до 22%) и недвижимости за рубежом (с 20 до 30%).
Хорошее жилье и возможность приобретения зарубежной недвижимости являются наиболее значимыми статусными признаками для столичных жителей (59 и 36% соответственно). Жители городов-миллионников чаще других высоко ценят возможность провести отдых за границей (37%). Качественное образование и медицинское обслуживание являются символами престижа, главным образом, для жителей средних городов (34 и 22% соответственно). Наличию автомобиля высокое значение чаще придают жители малых городов и сел (23%), нежели москвичи и петербуржцы (13%).
Чем моложе россияне, тем более значимой для них является возможность провести отпуск за границей (с 22% среди пожилых до 38% среди 18-40-летних) и посещения дорогостоящих мероприятий (с 3 до 16% соответственно).
Способность купить квартиру – статусный признак в основном для россиян моложе 45 лет (24-27%). Зарубежная недвижимость является атрибутом высокого статуса, в первую очередь, для 18-24-летних и 35-44-летних (38 и 38% соответственно). Последние также наиболее склонны ценить возможность дать детям хорошее образование (37%). Медицинское обслуживание чаще является атрибутом престижа для пожилых (23%), нежели для молодежи (8%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 11-12 октября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.