Московскому авиаузлу грозит единый управляющий
Вскоре в России станет на одного монополиста больше. Государство привлекает к управлению тремя аэропортами Московского авиаузла единую управляющую компанию. Эксперты в сфере транспорта предупреждают о возможных негативных последствиях.
До конца 2010 года в России, по всей видимости, станет на одного монополиста больше, пишет в четверг газета «Аргументы недели». К прочим монополиям присоединится пока безымянный, но весомый игрок. О его появлении стало известно в июле, когда глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что государство заинтересовано в привлечении единой управляющей компании (УК) для управления тремя аэропортами Московского авиаузла – Шереметьево, Домодедово, Внуково.
У нового монополиста – два «родителя». Идею Набиуллиной о создании единой УК охотно поддержал глава Минтранса Игорь Левитин. Сейчас по его инициативе разрабатывается конкурсная документация, и вскоре будет проведен тендер среди управляющих компаний на право обслуживания московского международного аэропорта Шереметьево. «Если опыт привлечения управляющей компании в Шереметьево будет положительным, и она сможет сделать прорывной продукт, то Внуково и Домодедово вполне смогут воспользоваться ее услугами», -- пояснил директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров. Добровольно воспользуются или не очень – пока не ясно, отмечает газета.
«Давно замечено, когда чиновники начинают дружно говорить о целесообразности какого-либо коммерческого начинания – есть повод насторожиться, -- напоминают «Аргументы недели». – Вот и тут легко обнаружить серьезные противоречия. Шереметьево, например, полностью государственная собственность, которой Игорь Левитин распоряжается властью министра. Внуково – аэропорт только наполовину государственный. 50% его активов принадлежит правительству Москвы. Ну а Домодедово вообще частный аэропорт, собственность группы ИСТ ЛАЙН. Понятно, что работать под эгидой единой УК собственники аэропорта должны на добровольной основе. Если будет выгодно. Но ждать их согласия в Минтрансе, похоже, и не намерены».
Подготовка же к внедрению этой единой управляющей компании уже началась. Первым шагом стал перехват управления в московских аэропортах. Недавние проблемы, связанные с работой Домодедово, многие прямо связывают с позицией Минтранса и его структур – Росавтодора и Росавиации. Месяц назад с открытым письмом к министру транспорта Игорю Левитину обратился гендиректор аэропорта Домодедово Вячеслав Некрасов. Он обвинил Росавтодор в намеренном затягивании реконструкции подъездной автодороги к терминалам аэропорта. По его мнению, саботаж ведет к транспортному коллапсу и потерям федерального бюджета. «Есть основания подозревать, что Росавтодор не просто бездействует, а лоббирует интересы аэропорта Шереметьево, в руководстве которого сам министр транспорта занимает должность председателя совета директоров», -- пишет газета. Копию письма Некрасов отправил в Федеральную антимонопольную службу.
Своеобразным ответом стало утверждение правительством РФ плана развития московского авиаузла. По новому плану, вразрез с ранее утвержденной федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России. 2002–2010 годы» государство отказывается от строительства в Домодедово 3-й взлетно-посадочной полосы. Более того, одну из двух действующих ВПП предполагается закрыть на реконструкцию. Аэропорт на время останется с одной ВПП, и пассажиропоток неизбежно перераспределится. В первую очередь в пользу аэропорта Шереметьево, в котором строительство 3-й взлетно-посадочной стороны никто не отменял.
Итогом этого, по мнению экспертов, станут серьезное падение рыночной стоимости аэропорта Домодедово и его продажа государству. «Но есть ли вообще разница, как хитро переплетены в собственности государственные и частные проценты? – задаются вопросом «Аргументы недели». – Интересно ли простому гражданину, кому принадлежат аэропорт, дорога или морской вокзал? Пожалуй – да. Ибо в последнее время едва ли не все, к чему прикасался Минтранс, становилось дорогим и безальтернативным».
В мае этого года Росавтодору передано 18 тыс. ключевых километров федеральных трасс и планируется, что в скором времени они станут платными. Так к 2014–2015 годам платными будут примерно 40% магистрали М4 «Дон», которая начинается на 20-м км от МКАД и заканчивается у Новороссийска. Одновременно с М4 платной станет федеральная трасса «Беларусь». Уже в 2011-м шлагбаумы должны появиться на МЗ «Украина» и М10 «Скандинавия» – самых загруженных шоссе федерального значения. Но прописанных в законе шоссе-дублеры, пока нет. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещает, что их построят. Но когда, неизвестно.
Когда 17 июля прошлого года принимался закон «О госкомпании Российские автомобильные дороги», предполагалось, что компания будет внедрять прогрессивные технологии строительства, ремонта и содержания дорожной сети. На деле «прогрессивные технологии» свелись к установке шлагбаумов на существующих бесплатных трассах, обращает внимание газета. Не исключено, что теперь опыт шоссейной монополии Минтранс решил распространить и на воздушное сообщение, делает вывод издание.
Если под монопольным управлением некой УК типа Росавтодор окажутся три ведущих аэропорта столицы, не исключено, что иностранные авиакомпании, прежде всего входящие в Star Alliance, проявят интерес к смене аэропорта базирования. «Домодедово потеряет перспективы развития – это даст возможность приобрести его у группы ИСТ ЛАЙН за минимальную сумму, -- считают «Аргументы недели». – А после не составит проблемы подтянуть весь московский авиаузел под свою управляющую компанию. Какие перспективы! Но какую новую платную фантазию воплотят в этом случае чиновники Минтранса? Шлагбаум, цепь, крепостная стена? Или просто рост цен на авиабилеты, в которые включат резко увеличившиеся затраты?»