Президент создает единый следственный комитет
Дмитрий Медведев решил создать самостоятельный следственный комитет. Структура появится на базе СКП при Генпрокуратуре. Следственный комитет при МВД расформирован пока не будет. Но президент не исключил, что и его функции в будущем перейдут к новому органу.
«Мы сегодня обсудим вопрос о создании самостоятельного следственного комитета на базе Следственного комитета при Генпрокуратуре, -- заявил в четверг президент Дмитрий Медведев на расширенном совещании с представителями правоохранительных органов. – Я принял решение, что он будет создан». Одновременно будет внесен соответствующий законопроект в Госдуму, добавил глава государства.
Медведев добавил, что следственный комитет при МВД пока остается при министерстве, но не исключил, что в дальнейшем его функции будут переданы в самостоятельный Следственный комитет.
Долгая история слияния
Впервые о создании аналога американского ФБР — единого следственного органа – в России заговорили еще в 2001 году. Был даже подготовлен проект закона, его автором выступил Дмитрий Козак. Предполагалось, что в единый следственный орган сольются следственные подразделения прокуратуры, МВД, ФСКН и ФСБ. Отдельно предполагалось слияние Генпрокуратуры и Минюста России. Но против законопроекта высказались в Генпрокуратуре, МВД и ФСБ: отдавать свои полномочия по расследованию уголовных дел силовики не торопились. Идея не получила поддержки и у Владимира Путина. Во время создания СК при прокуратуре России в 2007 году он оставил руководителя СКП в подчинении у генпрокурора, хотя полномочия Генпрокуратуры были серьезно урезаны, что вызвало многочисленные конфликты между ведомствами.
Вопрос о появлении единого следственного органа вновь возник в ходе обсуждения реформы МВД в январе 2010 года. О создании полиции и единого следственного органа заговорили на заседании Ассоциации юристов России. О появлении полиции вместо милиции общественной безопасности заявил Сергей Степашин, руководивший МВД в 1998 году, а о скором появлении единого следственного органа сообщил замгенпрокурора Александр Буксман. По его мнению, функции Следственного комитета при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тыс. человек) и расследование около 70% всех уголовных дел, надо существенно урезать, превратив его в службу дознания и оставив милиционерам преступления небольшой и средней тяжести.
После этого выступления руководитель СКП России Александр Бастрыкин резко изменил точку зрения и стал выступать за создание единого следственного органа, хотя еще в 2009 году называл эту идею неконструктивной. Политические деятели связали перемену позиции с заявкой Бастрыкина на должность руководителя нового следственного органа. Впрочем, по мнению политологов, он – не единственный кандидат. С ним может соперничать глава СК при МВД России Алексей Аничин, тоже сокурсник Владимира Путина. Еще один кандидат — замминистра МВД Евгений Школов, которого аналитики называют близким к интересам спецслужб.
Аничин считает, что предварительное следствие нуждается в коренной перестройке. «Система очень затратна по времени, материальным и людским ресурсам, очень формализована. И если будет создан единый следственный орган, все эти недостатки останутся на длительное время, а реформа следствия в итоге будет законсервирована», -- считает глава СК.
Ничто не предвещало
И анонимные источники в Кремле, и сам Дмитрий Медведев не предрекали кардинальных перемен в структуре силовых ведомств. Так, в январе представитель администрации президента на условиях анонимности сообщил, что новых значимых решений, скорее всего, не ожидается. Единый следственный орган Кремлю до сих пор не был нужен. Вопрос требовал тщательной проработки с учетом опыта зарубежных стран, где такой эксперимент был в основном не очень удачным.
В августе этого года на встрече с сотрудниками УВД Йошкар-Олы Дмитрий Медведев заявил: «Никаких волюнтаристских решений не будет. Я не планирую просто так кого-то сливать, соединять. Даже если рассматривать идею единого следственного комитета, а она, на мой взгляд, имеет право на существование, как имеет право на существование и действующая конструкция, в любом случае решение будет спокойным, и никто от этого не потеряет ни в деньгах, ни в погонах».