Защита Ходорковского напомнила суду о давлении
В Хамовническом суде Москвы подходит к завершению судебное следствие по уголовному делу в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. После прений суду предстоит вынести итоговое решение. Защита уже предложила суду в недалеком будущем учесть то, как были «грубо нарушены» принципы уголовного судопроизводства в деле экс-главы ЮКОСа.
С утра понедельника зал заседаний в Хамовнической суде Москвы был полон. Адвокат Владимир Краснов сообщил суду, что защита намерена продолжить представление доказательств. Защита разбирала документы из многочисленных томов дела, время от времени по традиции вступая в перепалку с обвинением. После перерыва слово взяла представитель защиты Елена Липцер. Она зачитала заявление, подготовленное адвокатами подсудимых в адрес суда.
Защита, в преддверии будущего решения (правда, дело еще и до прений не дошло), обратила внимание на то, что в ходе предварительного расследования и самого судебного процесса были «грубо нарушены» принципы уголовного судопроизводства. «Заявление направлено на то, чтобы суд обязательно учел эти факты при вынесении своего решения по существу разбирательства», -- пояснила Липцер.
Давление по делу ЮКОСа
В частности, как отмечает пресс-центр Ходорковского, защита напомнила, что в ходе досудебного производства имели место многочисленные случаи, когда следствие отказывалось принимать доказательства невиновности подзащитных, скрывало существенные для дела документы, фальсифицировало обстоятельства и доводы, излагаемые для обоснования процессуальных решений, игнорировало предписания закона. «Эти факты уже неоднократно доводились до сведения суда», -- напомнила адвокат.
«Помимо этого, в отношении лиц, вовлеченных в орбиту так называемого «дела ЮКОСа», широко применялись шантаж, запугивание, угрозы, незаконные аресты и даже физическое воздействие, -- уточняет защита. – Наверняка у всех еще свежо в памяти недавно прозвучавшее в суде заявление свидетеля Переверзина, что ему предлагалось условное наказание в обмен на оговор Ходорковского. Весьма показательно, что это шокировавшее присутствовавших в зале представителей делегации Европейского парламента откровение не вызвало никакой реакции со стороны господ обвинителей, включая регулярно кичащегося своими надзорными полномочиями господина Лахтина».
Защита напомнила суду о показаниях других свидетелей – руководителя казначейства ЮКОСа Андрея Леоновича, сотрудника ЮКОСа Франка Ригера, Антонио Вальдес-Гарсия, которых также склоняли к оговору руководства ЮКОСа. «Я объясняю, почему я до сих пор в тюрьме и для чего я сижу, умирая здесь, -- приводят адвокаты показания руководителя правового управления ЮКОСа Василия Алексаняна на заседании Верховного суда 22 января 2008 года. – Он (следователь Салават Каримов. -- Infox.ru) мне сказал: руководство Генпрокуратуры понимает, что вам необходимо лечиться, может быть, даже не в России, у вас тяжелая ситуация…. Нам необходимы ваши показания, потому что мы не можем подтвердить те обвинения, которые мы выдвигаем против Ходорковского и Лебедева. Если вы дадите показания, устраивающие следствие, то мы вас выпустим».
«Методы запугивания широко использовались стороной обвинения и в суде во время допросов свидетелей, которые давали не устраивавшие прокуроров показания, а также специалистов со стороны защиты, -- считают адвокаты Ходорковского и Лебедева. – В прямой или завуалированной форме им угрожали уголовной ответственностью, оскорбляли, намекали на якобы имевшее место соучастие в организованной группе под руководством Ходорковского и Лебедева, перебивали и запугивали. Это касается свидетелей Лысовой, Голубовича, Геращенко, Уилсона, Никитина, Костюшко-Моризе, Халидуллина и ряда других специалистов -- Хардин, Романелли, Россинской, Лопашенко».
Защита напомнила и о «воспрепятствовании законной деятельности адвокатов». «Это и угрозы лишить адвокатского статуса, намеки на якобы имевшие место нарушения требований Уголовного кодекса РФ, прямые оскорбления, запугивание», -- говорят адвокаты, приводя конкретные примеры действий правоохранительных органов в их отношении.
«Защита полагает, что приведенные в настоящем заявлении факты будут учтены судом при вынесении итогового решения по настоящему делу», -- резюмировала свое заявление защита Ходорковского и Лебедева.
Затянувшийся процесс
Недавно председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, отвечая на вопросы в прямом эфире радио «Эхо Москвы», заявила, что на суд по делу экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО «Менатеп» давление не оказывается.
«Если бы на них оказывали давление, они бы уже давно рассмотрели это дело. Впрямую в интернете говорят, что я оказываю давление на этот процесс. Я вам говорю: не оказываю и не оказывала, мне это все совершенно безразлично. Я никогда не шла против своей совести», -- подчеркнула Егорова.
«Пусть судья сам разбирается, пусть он вынесет оправдательный приговор, пусть он вынесет хоть какой-нибудь приговор», — сказала председатель Мосгорсуда.
Егорова добавила, что по ее мнению, в столь долгом рассмотрении дела «ЮКОСа» виноваты адвокаты, так как они «8 месяцев представляют доказательства». Она считает, что затянутый процесс нарушает права подсудимых, находящихся под стражей. «Странным кажется то, что это очень долго рассматривается, а люди под стражей сидят. Нельзя издеваться над людьми, которые сидят под стражей», — добавила председатель Мосгорсуда. По мнению Егоровой, разумным сроком рассмотрения «дела ЮКОСа» был бы один год.