Москва
18 декабря ‘24
Среда

Демократия связала Медведева с должностью

В пятницу Дмитрий Медведев прибыл в Ярославль. В древнем городе президент успел отметить сразу два юбилея -- тысячелетие Ярославля и год со дня старта модернизации в России. По итогам празднования журналисты услышали первое серьезное подтверждение тому, что Медведев готов и намерен стать президентом еще раз.

Президент России приехал в Ярославль на второй день работы Мирового политического форума. До этого город, который в пятницу праздновал тысячелетие, не мог принять главу государства. Только поздно вечером на основных участках были закончены укладка газона, посадка деревьев и строительство дорожной развязки. И хотя некоторые участники и злословили, что за тысячу лет можно было успеть завершить работы пораньше, к утру, когда самолет Дмитрия Медведева приземлился в Ярославле, все было практически идеально. Теперь, наконец, президент мог спокойно говорить с политологами и политиками об успешном функционировании российской демократии.

Юбилей модернизации в iPad

Первым делом Медведев направился к зарубежным и российским политологам. Эксперты уже давно ждали этой встречи. Они привыкли ежегодно общаться с первыми лицами государства в рамках созданного еще президентом Владимиром Путиным клуба «Валдай». В первые два года президентства Медведев принимал политологов в рамках того же «Валдая». Но в этом году глава государства решил отделиться от премьера и принять экспертов на собственном мероприятии – Мировой политический форум появился уже во время президентского срока Медведева и проходит под его патронажем.

«Тем, кому нужно, стоит использовать earphones», -- первым делом посоветовал президент зарубежным гостям, указывая на наушники. «Повестка дня у нас абсолютно свободная, я в вашем распоряжении», -- сообщил он, но на всякий случай добавил, что хотел бы поговорить о демократии и модернизации. Ровно год назад была опубликована его статья «Россия, вперед!», которая и положила начало курсу на модернизацию. По случаю такой даты глава государства, конечно, хотел продемонстрировать, как развиваются демократия и технологический прогресс в стране.

Член Британской академии лорд Роберт Скидельский рассказал о состоявшейся накануне дискуссии о стандартах демократии и попросил Медведева высказать свое мнение по теме. «С удовольствием выскажу», -- обрадовался президент. «Я считаю, что демократия – это обязательное условие развития России. В нашей стране к демократии было сложное отношение, потому что она слепилась с беднотой в понимании людей. Но сейчас все меняется. Демократия, которая есть сегодня, – лучше, чем та, которая была пять лет назад. А та, что была пять лет назад, чтобы ни говорили, более развитая чем та, что была 12 лет назад», -- сообщил он.

Положив начало историческому экскурсу, президент неожиданно углубился в 1990-е. До сих пор каноническая версия событий тех лет с подачи Владимира Путина заключалась в том, что крушение Советского Союза стало «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века», а все, что происходило потом, называлось «лихими девяностыми», которые были чередой сплошных ошибок. Дмитрий Медведев представил свой взгляд.

«Крах Советского Союза, конечно, стал огромным испытанием для людей, -- начал президент. – Но я не думаю, что у нас были какие-то альтернативы. У нас есть разные силы, которые говорят, что вот если бы Горбачев и члены политбюро делали все по-другому, то все было бы лучше. Я в это не верю. Все эти двадцать лет у власти на самом деле были центристы, которые пытались двигаться по пути экономических преобразований. У нас никогда не было общественной силы у власти, которая требовала бы отказа от рыночных преобразований. И мы прошли этот тяжелый путь мягче, чем многие другие страны. У нас не было гражданской войны, было поступательное развитие. Я не думаю, что другое было нужно. И есть говорить откровенно, мне бы очень не хотелось этого».

Следующим вопрос задавал президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Он продолжил рассказ о вчерашней дискуссии и упомянул, как поспорили представитель китайской делегации и советник президента США Майкл Макфол. «Главное, чтобы конфронтации не произошло между Макфолом и Сурковым», -- улыбнулся Медведев, глядя на сидевшего по правую руку первого замглавы своей администрации Владислава Суркова – Макфол и Сурков возглавляют российско-американскую рабочую группу по проблемам гражданского общества.

Павловский решил продолжить тему выяснения отношений и попросил прокомментировать одну из статей мэра Москвы Юрия Лужкова, в которой тот написал о тяжелой атмосфере в обществе, не соответствующей задачам развития страны. «Вы предлагаете мне передать привет московскому мэру?» -- с сомнением спросил Медведев. И тут же передал этот привет: рассказал, что в обществе нет тяжелой атмосферы, а если кто недоволен сложившейся ситуацией, то надо переходить из власти в оппозицию.

Медведев долго отвечал на вопросы о демократии, в том числе говорил об опасности парламентской демократии, пока, наконец, не прозвучал вопрос о коммуникациях. Пришло время демонстрировать модернизационный прогресс. «Вот я смотрю, -- Медведев смотрел в iPad. – Уже новость появилась: Медведев счел парламентскую демократию неприемлемой для России. Вот так вот, все очень быстро».

Пока директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков задавал следующий вопрос, Медведев продолжал внимательно смотреть в iPad. «Вот, я слежу за дискуссией, --продолжил он тему, как только Чеснаков закончил вопрос. – Некоторые уже пишут в комментариях, что сыты демократией по горло. Другой пишет: Правильно, даешь монархию! Видите, сколько мнений. Значит, интересно людям».

Демократия от Берлускони

Тему демократии президент продолжил в широком формате на пленарном заседании ярославского форума. В своем выступлении Медведев постоянно приводил цитаты из выступлений главных гостей форума – президента Южной Кореи Ли Мен Бака и премьера Италии Сильвио Берлускони. Последний так усиленно что-то жевал в тот момент, когда Медведев упомянул его с высокой трибуны, что даже забыл порадовать мир своей ослепительной улыбкой.

«Я не только верю в демократию как форму политического режима, но и верю в то, что демократия способна избавить от унижения и бедности миллионы граждан России и милиларды людей в мире», -- продолжал Медведев. Он выдвинул пять основных стандартов демократии: правовое воплощение гуманных ценностей, высокий уровень технологического развития, способность государства защищать граждан от преступных сообществ, высокий уровень культуры и образования, а также убежденность самих граждан в том, что они живут в демократической стране. Россия, по словам Медведева, пока соответствует стандартам «только в определенной мере».

Слов взял Сильвио Берлускони. Ему явно хотелось порадовать российского коллегу и вообще сделать разговор менее серьезным. «Вы знаете, меня плохо информировали о теме форума. Так что мой отдел, который занимается подготовкой речей, написал мне текст не совсем о демократии. Я отдаю свой текст организаторам и буду говорить от себя», -- сообщил он под громкий смех аудитории.

Можно было бы предположить, что Берлускони шутит, но за время своего выступления премьер успел затронуть так много несвязанных между собой аспектов, что в его искренность приходилось верить. Берлускони начал со знакомства с Борисом Ельциным. Затем заговорил о сложностях в российско-американских отношениях, перешел к развитию демократии в России Медведевым и Путиным, которые «даны Господом Богом вашей стране», затем переключился на плохое итальянское правосудие, которое норовит посадить его в тюрьму, и закончил проблемой продолжительности жизни, пожелав всем жить до 120 лет.

К большой радости Берлускони Медведев поднял большой палец вверх, чтобы показать, что речь доставила ему большое удовольствие.

Демократия 2012

На выходе эксперты делились впечатлениями от мероприятия. «Я покинул встречу с чувством глубокого удовлетворения, понимая, куда мы идем и что хотел бы сделать президент и его команда», -- заявил глава Института современного развития Игорь Юргенс.

В целом речь Медведева о демократии понравилась всем экспертам. Лорд Скидельский даже сравнил встречу с Путиным в рамках валдайского клуба и общение с Медведевым. «Видно, что это разные люди, Медведев действительно хочет что-то менять», -- отметил он.

Но самое громкое заявление сделал Глеб Павловский. «Президент очень подробно изложил свою точку зрения на демократическое развитие России и связал концепцию развития общества со свободой человека, созданием новой атмосферы в стране. И он связал себя с этой перспективой как лидер и как, я думаю, кандидат в президенты на следующих выборах».

Еще накануне Павловский отвечал на вопрос о выборах 2012 года куда более туманно. Что изменилось за прошедшие сутки, политолог и советник Владислава Суркова говорить отказался.

Полная версия