Дмитрий Медведев показал стране, что демократия может учитывать мнение меньшинства. Реагируя на акции инициативной группы в защиту Химкинского леса, он дал указание приостановить строительство и провести дополнительные общественные слушания по вопросу строительства скоростной трассы из Москвы в Петербург.
В рамках общественной дискуссии прошли два публичных мероприятия – собрание химчан в ДК «Родина» и совместное заседание общественных советов министерства транспорта и федерального дорожного агентства.
Собрание жителей Химок в городском Доме культуры было эмоциональным. И это при том, что экологическая оппозиция не была представлена своим лидером Евгенией Чириковой – она сослалась на неотложные дела. Даже в отсутствии главного противника, а значит, и полноценного спора, химчане (всего их собралось около 900 человек) в своих выступлениях нередко срывались на крик.
Пошумел мужчина, дом которого по одному из альтернативных вариантов строительства должен быть снесен, угрожающе заявив, что каждый из переселяемых жителей готов выйти на улицу и отстаивать свои права. Женщина, вопреки регламенту выскочив на сцену, обвинила Чирикову, что та намеревается снести кладбище, где захоронен единственный сын выступавшей. Другая женщина возмутилась, что СМИ сообщают, якобы, химчане против новой трассы, а на самом деле жители города ждут ее «как манны небесной», так как в районе города постоянно «стоит» Ленинградка и нещадно коптит (экологические нормы в районе старой дороги превышены в несколько раз). За четыре дня, прошедшие после заявления президента, в подмосковном городе было собрано 14 тысяч подписей за строительство новой трассы по утвержденному проекту, о чем и было объявлено на встрече.
Выслушать мнения других заинтересованных сторон в спокойной обстановке довелось на заседании в Минтрансе России, которое под председательством члена Общественной палаты РФ, главы Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолия Кучерены прошло 7 сентября. Здесь была и Евгения Чирикова, и представители строителей, и посланец французских инвесторов, а также специалисты разных областей. Всего в списке приглашенных было 70 человек.
И.о. директора ФГУ «Дороги России» Андрей Журавлев докладывал первым. Он рассказал про девять изначальных вариантов прокладки дороги. При выборе маршрута проектировщики «взвешивали» технические, экономические, экологические и социальные аспекты проектов. Окончательный проект, утвержденный правительством, минимально затрагивает интересы жителей, так как подразумевает снос всего двух домов. В то же самое время, напомнил он, в «финале» был и вариант с выселением жителей из 51 дома. Журавлев напомнил, что все три конечных, вышедших в финал, варианта предусматривают вырубку части леса.
Заместитель руководителя НИИПИ Генплана Москвы Алла Меламед напомнила, что еще в 1971 году ныне оспариваемый коридор строительства был одобрен правительствами Москвы и Московской области. Автор трех генпланов города Химки, она настаивала на том, что основной вариант прохождения новый трассы через лес -- «меньшее из всех зол для химчан».
Председателя заседания Анатолия Кучерену больше всего интересовали основные аргументы в пользу возможного строительства трассы через Молжаниновский район Москвы. Ему пояснили, что, помимо 50 снесенных жилых домов, около трех тысяч выселенных жителей и 70 ликвидированных гектар все того же леса, реализация этого варианта станет прямым нарушением законодательства, так как в Молжаниново находятся особо охраняемые природные территории. А Химкинский лес, или Красногорский леспромхоз, как официально называется скандальный лесной массив, к особо охраняемым природным местам не относится.
Первым, кто выразил сомнение по поводу утвержденного в 2007 году правительством РФ проекта, был руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Он считает, что несмотря на издержки и затраты «надо сделать паузу», а пока – в течение 5-6 лет расширять старое шоссе. Об известном июньском дорожном коллапсе, когда Ленинградка наглухо встала из-за строительных работ на одной полосе этого загруженного шоссе, Михаил Блинкин не упомянул.
На слушаниях в Минтрансе, кстати, выяснилось, что издержки, связанные с отсрочкой начала строительства трассы, будут довольно значительными. По данным и.о. директора ФГУ «Дороги России» Андрея Журавлева, размер штрафа в случае разрыва концессионного соглашения может составить от 3 до 3,5 млрд рублей.
В числе инвесторов проекта – французская компания Vinci, которая считается мировым лидером концессионного строительства. Ее представитель Винсан Кабанн на хорошем русском сообщил, что Vinci во избежание каких-либо проблем всегда тщательнейшим образом изучает проекты строительства, в том числе с точки зрения соблюдения экологических норм. А трасса A-19, недавно построенная компанией во Франции, вообще получила неофициальное наименование эко-трассы.
В очень деликатных выражениях Кабанн сказал, что французская сторона надеется, что дискуссия пройдет в разумных временных пределах. Ведь концедент должен был начать передачу земельных участков еще первого сентября, а реализация проекта могла бы начаться уже в октябре. И тогда головной участок скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург был бы построен уже в 2013 году.
Скандал со строительством дороги может самым негативным образом повлиять на российский инвестиционный климат, высказал свои опасения Сергей Фахретдинов из «Деловой России», и тогда страна потеряет не три, а десятки миллиардов инвестиций (в валюте).
Проект, законность которого подтверждена во всех инстанциях, включая Верховный суд РФ и его президиум, и ранее утвержденный правительством, тем не менее, не реализуется. Потенциальные инвесторы из-за границы просто не поймут такой особенности российской действительности и не станут рисковать своими деньгами на российской земле. Это – глобальные последствия. А в частном случае Россия на ближайшее время останется без жизненно важной дорожной артерии – создание дублера Ленинградке попросту сорвется, если не начнется в ближайшее время.
На прямой вопрос, что предлагают экологи взамен существующему проекту, лидер протестующих Евгения Чирикова ответить не смогла. Она стала рассказывать про конфликт милиции и протестующих на месте стройки, показывать фотографии милицейского произвола и намекать на коррумпированность Верховного суда. Председателя собрания Анатолия Кучерену это не устроило, и он попросил госпожу Чирикову подготовить в письменном виде конкретное предложение, что делать со строительством дороги.
Кучерена пообещал сформулировать окончательные рекомендации Общественной палаты к 16 сентября, когда состоится заключительная часть обсуждения проекта. Впрочем, большинство выступавших достаточно однозначно высказалось за строительство трассы по утвержденному проекту, так что итог дискуссии в значительной мере прогнозируем.
Между тем, в самом конце собрания выяснилось парадоксальное обстоятельство: оказывается, просека через Химкинский лес уже прорублена. Таким образом, принятие любого из второстепенных вариантов приплюсует к 60 гектарам вырубленного леса еще, по меньшей мере, такое же количество снесенных деревьев. Не говоря уже о необходимости разработки фактически нового проекта и дополнительной госэкспертизе, что может затянуться на неопределенный срок. Стало быть, Общественной палате предстоит не столько выбирать между вариантами, сколько решать, быть новой дороге или нет.